ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Новая страница в жизни столицы
На 47-м заседании Горсовета состоялись открытые выборы главы администрации Уфы. В ...

Дерзают молодые
6 февраля в Центральном выставочном комплексе «Экспоцентр» в Москве наградят поб...

В проектах - Дема
13 и 15 февраля Главархитектура администрации Уфы проведет очередные публичные слу...

Новоселье в 39-й
После реконструкции распахнула свои двери одна из самых известных школ столицы –...

На старте - учителя

17 февраля будут подведены итоги XV городского конкурса «Учитель года столицы Ба...


Хоккеистам на радость
Дворец спорта, построенный в 1967 году, полностью обновится – недавно началась его ...

Таймофор для водителей
Специальный светофор именно для автолюбителей появился на перекрестке бульвара ...

Гранты школам
Шесть уфимских детских спортивных школ получили гранты из Фонда поддержки олимпи...

В ожидании «Корсара»
Артисты башкирского балета готовятся к премьере. Постановка «Корсар» ставится из...

Вам премьеру с гарниром?
В Национальном молодежном театре им. Мустая Карима 9 и 10 февраля состоится долгожд...

«Аргымак» вырвался вперед
Уфимская этно-рок группа «Аргымак» (под руководством Рината Рамазанова) стала поб...

«Горячий» лед
11-12 февраля на стадионе «Строитель» уфимцы смогут увидеть зрелищные заезды второ...

Быстрым и румяным
12 февраля пройдет массовая гонка «Лыжня России – 2012». В этом году традиционное со...

Последний шаг до плей-офф
Уфимский «Урал» 4 февраля на стадионе «Динамо» проведет свой последний домашний м...

Ретрокалейдоскоп
175. 25 февраля 1837 г. в США Томас Давенпорт запатентовал электродвигатель.
170. В февр...





     №02 (123)
     февраль 2012 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "Некопеечное дело"

Зимний старт


Проблема старения 
В 1964 году в столице Башкирии появился трамплин К-90, на долгие годы сделавший Уфу одним из ведущих советских, а затем и российских центров тренировок летающих лыжников. Спортсмены не раз отмечали его удачное расположение - растущий рядом лес защищает от ветра и создает почти идеальные условия для прыжков. Однако за полвека непрерывного использования трамплин морально и физически устарел.
- Жизнь не стоит на месте, и у Международной федерации прыжковых видов спорта изменились технические требования к трамплинам: углы наклонов как стартовой площадки, так и горы приземления стали другими, - говорит директор СОК «Трамплин» Айрат Курамшин. - Действующий уфимский трамплин К-90 уже не отвечает современным стандартам. В результате наши спортсмены не могут получить практику, сравнимую с той, что имеют их зарубежные коллеги, прыгающие на новых трамплинах.
В последние годы строительство современных трамплинов активизировалось и в регионах России. Причем речь идет не только об олимпийском Сочи - тренировочные базы летающих лыжников создаются в городах Урала и Поволжья.
- Пока Уфа может проводить крупные соревнования российского масштаба, но если мы не будем идти вперед, в ближайшие годы в плане технической базы можем остаться на последних местах, - продолжает Айрат Курамшин. - В Нижнем Тагиле недавно появился комплекс из четырех трамплинов, охватывающих прыжковый диапазон от 40 до 120 метров. Отличный спорткомплекс построен в городе Чайковский в Пермской области. В нем есть два удобных подъёмника, пять трамплинов, рассчитанных на прыжки дальностью 20, 40, 65, 95 и 125 метров, а также во многом уникальная для России биатлонная трасса. Могу заверить, что без реконструкции наших объектов большинство престижных соревнований по прыжкам и лыжному двоеборью вскоре будет проходить у соседей.

Природный фактор
Необходимость строительства нового 120-метрового трамплина, позволявшего выполнять наиболее сложные прыжки и готовить спортсменов на мировом уровне, в Уфе поняли ещё в конце 1970-х годов - именно тогда под перспективный объект была расчищена площадка в лесу на береговом склоне реки Уфимки. Предполагалось, что стройка начнется в начале 1980-х, но из-за Московской олимпиады сроки были серьёзно сдвинуты. Работы по новому трамплину стартовали лишь в 1992 году, однако, из-за нехватки средств интенсивное строительство началось лишь спустя восемь лет, когда объект передали городу, а его финансирование взял на себя муниципальный бюджет.
В своё время это был весьма совершенный проект - для подъема спортсменов проектировщики предусмотрели специальный лифт, а дожидаться старта можно было в удобной комнате. В 2003 году 120-метровый трамплин был практически готов, но роковую роль в его судьбе сыграл природный фактор - грунтовые воды размыли горный склон, и как оказалось, это поставило на строительстве крест. Подвижка грунта прошла метрах в тридцати от основания трамплина. По всей видимости, при земляных работах было задето подземное озеро, воды которого размыли легко растворимый известняк, составляющий основу горного склона. Из первоначального проекта спорткомплекса удалось завершить только подъемник, которым сегодня пользуются в основном садоводы.
- Для трамплинов, которые строились 30-40 лет назад, несущая способность грунта не имела особого значения, - поясняет Айрат Курамшин. - Сейчас требования к прыжковым объектам стали иными - на них нужно устанавливать комнату отдыха, лифты, дополнительное оборудование, что делает сооружения намного сложнее и тяжелее. Здесь-то и возникает проблема - из-за характерных для нашего города слабых грунтов с обилием карста и известняков строительство высоких трамплинов требует больших средств для укрепления площадки под основание.
Как пояснили в Управлении капитального строительства администрации Уфы, из-за высокой стоимости работ по укреплению грунта достройка 120-метрового трамплина не имеет перспектив. Его планируется разобрать, а на освободившемся склоне создать новую горнолыжную трассу, что также позволит использовать по прямому назначению весьма совершенный фуникулер.
Компромисс найден
На сегодняшний день принято решение о коренной модернизации существующего трамплина К-90. Фактически его построят вновь. Старое основание, в котором раньше располагалась спортивная школа, разберут, а разгонная площадка нового трамплина расположится несколько выше по склону горы.
Обновленный трамплин будет отвечать современным требованиям и станет значительно удобнее и безопаснее. Для подъёма спортсменов предусмотрен новый подъемник, которым смогут пользоваться воспитанники спортшколы, прыгающие с более низких трамплинов К-40 и К-60. Непосредственно к месту старта лыжников будет доставлять лифт, встроенный в основание горы разгона. Прыжковый комплекс сможет действовать круглый год - он получит специальное синтетическое покрытие, обеспечивающее всесезонное скольжение лыж.
- Мы хотим, чтобы обновленный трамплин получил систему искусственного оснежения, - делится планами Айрат Курамшин. - Пока наши сотрудники совершают титанический труд, в начале зимы собирая снег буквально со всех окрестностей. Кроме того, для безопасных прыжков снежный покров должен быть очень плотным - поэтому нам предпочтительней использовать искусственный снег, имеющий большую плотность, чем натуральный. Для прыжков в теплое время года необходима система увлажнения синтетического покрытия, значительно улучшающая скольжение лыж. Сегодня эта операция выполняется из шлангов вручную.
Стоимость реконструкции трамплина К-90 оценивается в 180 миллионов рублей. Начало работ зависит от сроков проектной экспертизы. При отсутствии форс-мажора реконструкция может начаться уже в 2013 году. Для того чтобы не прерывать процесс тренировок, её планируется завершить поэтапно и как можно в более сжатые сроки.
По словам тренеров, хотя в Уфе не будет трамплина, рассчитанного на прыжки на 120 метров, это не должно всерьёз отразиться на результатах наших спортсменов - как показывает многолетняя практика, лыжники, в совершенстве освоившие прыжки на современном трамплине К-90, без проблем прыгают и на 120-метровом.
Перспективные склоны
Несмотря на растущую популярность в России и мире, прыжки на лыжах с трамплина остаются дисциплиной, требующей специальной и довольно длительной подготовки спортсменов. Зато горные лыжи можно смело назвать одним из самых «народных» видов зимнего спорта, причем в Уфе современные трассы есть практически в центре города. Эта особенность способствует росту популярности горных лыж и позволяет проводить крупные соревнования. В ходе VI Зимних международных детских игр (МДИ), которые пройдут в Уфе в 2013 году, значительная часть включенных в программу дисциплин, в том числе фристайл и слалом, будет проводиться на базе горнолыжного центра «Олимпик-парк».
- Генеральный секретарь МДИ Ричард Смит не так давно осмотрел наш комплекс и в целом остался доволен уровнем технической оснащенности и состоянием склонов, - говорит директор ГЛЦ «Олимпик-парк» Данир Сираев. - Тем не менее в этом году нам предстоит серьезная работа по реконструкции комплекса и снежных трасс, в которой будут участвовать город и республика. Прежде всего, необходимо построить новую спортивную школу площадью около 2-3 тысяч квадратных метров и паркинг на 150 машин. Для безопасности юных спортсменов мы хотим закупить специальные сети-ловушки и маты.
Основная цель будущей реконструкции - оборудование новых горнолыжных склонов. На сегодняшний день комплекс в выходные дни посещает около 700 человек, максимальная цифра посещений - более тысячи человек в день. При проведении международных соревнований нагрузка на трассы многократно возрастет, что потребует оборудования новых спусков. В этом году за счет отсыпки оврага планируется значительно расширить склон №2. Кроме того, новая горнолыжная трасса появится в районе недостроенного 120-метрового трамплина, который планируется разобрать. Финансирование этих работ возьмет на себя городской бюджет.
Отметим, что «Олимпик-парк» - один из, в общем-то, немногочисленных примеров удачного государственно-частного партнерства. Бизнес при содействии местных властей несёт социальные функции - в данном случае обеспечивает доступной и хорошо оснащенной тренировочной базой воспитанников спортивных школ. Решение той же задачи только за счет бюджета стоило бы гораздо дороже.
- Создание современного горнолыжного центра связано с большими первоначальными вложениями, - делится опытом Данир Сираев. - Ратрак для уплотнения снега стоит около 15 миллионов рублей, бугельная 350-метровая канатная дорога - порядка 30 миллионов. Система искусственного оснежения, позволяющая продлить сезон и обезопасить себя от капризов погоды, обойдется в 50 миллионов рублей. Для того чтобы все это окупить, нужно развивать сопутствующий сервис - прежде всего общепит, который дает нам значительную часть прибыли. Помощь города в подготовке склонов позволяет вкладывать средства в развитие и обеспечить тренировки более 300 воспитанников спортшколы.
По словам Данира Сираева, он не видит конкурента в расположенном рядом горнолыжном комплексе «Ак Йорт» - растущая популярность горных лыж с лихвой покрывает предложение. Более того, рассматривается вариант объединения двух комплексов путем прокладки соединительных трасс и введение единого билета, купив который посетитель сможет по своему усмотрению кататься на любом склоне двух горнолыжных центров.
Лыжный парк
В отличие от любителей горных лыж, для которых в Уфе создана приличная тренировочная база с прокатом снаряжения, для приверженцев беговых лыж инфраструктура практически отсутствует, и большинство уфимцев по старинке вынуждены идти кататься в близлежащий лес.
Впрочем, ситуация может измениться уже в этом году. В районе парка Гафури за улицей Блюхера запланировано создание современного Центра лыжного спорта. Объект включает в себя спортивную школу, лыжные трассы длиной до 5 километров, которые протянутся по лесопосадке вплоть до железнодорожных путей, стадиона с трибунами на 1500 мест и комплекса для занятий любителей лыжного спорта.
- Любой уфимец сможет прийти сюда, взять лыжи напрокат или оставить на хранение собственное снаряжение, - пояснил Сергей Степанов, председатель комитета по физической культуре и спорту Администрации Уфы. - В комплексе предусмотрен полный перечень сопутствующих услуг: раздевалки, душевые комнаты, небольшое кафе. Проектирование Центра шло совместно с экспертами с тем расчетом, чтобы трассы можно было использовать при проведении соревнований самого высокого уровня, вплоть до этапов чемпионатов мира.
В этом проекте некоторых уфимцев смущает факт вырубки парковых деревьев. Но на деле прореживание лесополосы под будущие лыжные трассы будет иметь скорее положительные последствия.
- На сегодняшний день площадь парка составляет 29 гектаров: 9 - выше и 20 гектаров - ниже улицы Блюхера, - говорит директор парка Гафури Сергей Некрасов. - Заросшая лесом нижняя часть парковой территории за 50 последних лет никем не вырубалась и не вычищалась. В результате 60 процентов растущих у нас деревьев старые или больные - при санитарных рубках выясняется, что большинство стволов сгнили изнутри и, образно выражаясь, держатся «на коре». После благоустройства и прокладки трасс эту обширную зеленую зону, расположенную в географическом центре Уфы, можно использовать для полноценного отдыха горожан. В зимнее время на снежных трассах будут заниматься любители беговых лыж. А летом здесь можно кататься на велосипедах, скейтбордах, роликовых коньках или просто гулять на свежем воздухе.


Прыжки на лыжах с трамплина не без основания считаются одним из самых дорогих видов зимнего спорта. Стоимость современных прыжковых комплексов, в состав которых обычно входит до пяти трамплинов, измеряется несколькими миллиардами рублей, в результате чего их возведение возможно лишь при участии госбюджета или крупных спонсоров. Немалых затрат требует и экипировка спортсмена. Комплект из лыж, шлема и специального костюма стоит около двух тысяч евро. В этой связи воспитанники российских школ летающих лыжников используют бесплатное снаряжение, приобретаемое за счет государства.


В России насчитывается около четырех десятков трамплинов. Но ни один из них не отвечает требованиям. Международная федерация лыжного спорта (ФИС) не может принимать международные соревнования. Крупнейший в стране трамплин расположен в Нижнем Новгороде. Однако с 2006 года он находится в нерабочем состоянии и требует капитального ремонта. В 2012 году в Нижнем Новгороде готовятся начать строить новый трамплинный комплекс (K-125, K-90, K-60) с трибунами на 15 тысяч зрителей. Он будет возводиться в соответствии со стандартами ФИС и сможет принимать соревнования всех уровней (как российские, так и международные).
В ближайшее время вступит в строй новый прыжковый комплекс в Красной Поляне (Сочи), где планируется провести соревнования Зимних Олимпийских игр. В его состав входят современный трамплин К-125 и трибуны на 20 тысяч зрителей.


Крупнейший в Уфе горнолыжный центр «Олимпик-парк» был создан в 2003 году. Сейчас в его состав входят четыре горнолыжных склона общей длиной 1600 метров, рассчитанных как на любителей, так и на профессионалов. Максимальный перепад высот – 95 метров. Для подготовки трасс при неблагоприятной погоде используются снежные пушки. Работает пункт проката снаряжения. К услугам посетителей – четыре современных подъёмника бугельного типа.

Алексей ФАТЫХОВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости