РУБРИКА "КУЛЬТПОХОД"Остановись и подумай
Он человек благородный Вы никому не позволите себя обмануть? А сами при этом считаете, что быть честным на все 100 процентов необязательно? Считаете, что у вас очень трудная работа, а женитьба - шаг серьезный? А может быть, вам не хватает в жизни поэзии, борьбы… словом, какой-то такой атмосферы, а вернее - внимания? Тогда «Свадьба» - для вас! Премьера спектакля «В сегодняшний, так сказать, день» по «сцене в одном действии» Антона Павловича Чехова состоялась в Башкирском академическом драматическом театре 5 октября.
Отчаянный гротеск - так бы я определила стиль постановки петербургского режиссера, лауреата «Золотой маски» Бориса Цейтлина; ну а как иначе может вести себя герой, которого зовут, скажем, Эпаминонд Апломбов? Такого жениха отхватила дочь коллежского регистратора Дашенька Жигалова. Жених имеет свои «принципы» в отношении приданого и грозится съесть будущую жену с кашей, теща бессовестна, как дипломат проигравшей стороны, кто-то замечает, что бальная зала хороша всем, да вот только электричества нет... И все полагают, что «все есть» только там, где нас нет - в Греции, например; знаменитая фраза пошла именно отсюда. В качестве «свадебного генерала» задействуют престарелого моряка, который долго не понимает, что от него требуется… Капитан второго ранга Федор Ревунов-Караулов - единственный из них, кто ничего из себя не изображает, и на его фоне еще видней, что у всех остальных начисто отсутствуют и чувство собственного достоинства, и уважение друг к другу. Свадьба - ритуал, собирающий вместе зачастую случайных людей, легко может стать чем-то вроде цирка; «А что будет после свадьбы, известно не одним только пророкам да сомнамбулам…».
Со времен провала «Чайки» на сцене Александринского театра задача режиссера чеховского произведения не стала легче, считает Борис Ильич: - Мне трудно представить себе человека, которому бы не нравился Чехов. Но у него в наших театрах трагическая судьба… возникает ощущение, что пора бы уже объявить мораторий на постановки Чехова: я видел их очень много, в большинстве случаев - скука смертная… Суть и успех этих пьес - не в репликах, а в «воздухе» между ними. «Конторщик Епиходов мне предложение сделал…» - «Я растеряла все свои шпильки»… А «Свадьбу» создает еще и неподражаемый чеховский язык. «Они хочут свою образованность показать и всегда говорят о непонятном». Это не должно потеряться при переводе. - Как вам работается с артистами нашего театра? - Здесь не имеют значения регион, страна, национальность. Актеры - это отдельная нация. Кто-то сказал, что есть нормальные люди, есть сумасшедшие, а есть пограничное состояние - артисты. Все мы играем в детстве. А актеры - это те, кто так и не смог остановиться. Станция Предпоследняя Есть такая категория людей - топ-менеджеры. Те, кто заседает в правлениях могущественных корпораций, обещает акционерам когда-нибудь выплатить дивиденды, аккумулирует на личных счетах чьи-то сбережения на квартиру… Интересно, как они смотрят на свои загробные перспективы? Ведь многие из них ходят в храм? Очень просто. Они и с небесной канцелярией умеют выстроить правильные отношения. (Благо посредники имеются.) А удобно устраиваться в существующей реальности им помогают убеждения. Например, убеждение, что побеждает сильнейший. Или что не проявить ловкость и не «хапнуть» просто глупо. Ну а если действительность или отдельные граждане противоречат этим убеждениям - им же хуже. Вообще интересно, что главное место в человеческих представлениях о жизни после смерти всегда занимали идеи равенства и справедливости. «Должно же, - думало человечество, - быть где-нибудь такое место, где всему знают истинную цену? Раз уж на земле его нет….». По этому принципу организован и Отель двух миров, где однажды оказывается Жюльен Порталь - редактор спортивной газеты (автор имел в виду - работа непыльная), 40 лет, неженатый, обладатель роскошной машины. Но главное - здесь можно немножко задержаться и… кто-то, нигде и ни с кем долго не остававшийся, впервые сможет никуда не торопиться и почувствовать настоящий вкус жизни. И поскольку мы никогда не знаем, где встретимся с любовью, - с ней можно встретиться и здесь, как во всяком другом месте. Ну а на кого-то (из твердокаменных) и визит в промежуточные миры не действует. А кто-то становится здесь самим собой даже в большей степени, чем там, внизу… Об этом говорят живые и яркие образы, созданные Линаром Ахметвалиевым, Маратом Курбангалеевым, Маратом Сайфуллиным и Андреем Шрайнером, Ольгой Мусиной, Александрой Комаровой и Светланой Бронниковой. Режиссер нового спектакля русской труппы Национального молодежного театра по пьесе Эрика Эммануила Шмитта - естественно, Мусалим Кульбаев, сценограф и художник по костюмам - заслуженный художник России Евгений Иванов (ныне постоянно проживающий в Гамбурге). «Не все идеально, - отметил зритель с первого ряда (явно театровед) - и принялся объяснять, почему. - Но я плакал!» Хаджи-эфэнди женится - Это я старый? - старик обиженно топает ногами, - не прошло и пятнадцати лет после моего 45-летия! Премьерой классической комедии Шарифа Камала «Хаджи-эфенди женится» открыл свой сезон Уфимский татарский театр «Нур». Завязка традиционна: жена богатого торговца «вот-вот умрет», и он уже озаботился поисками замены. Но каждое время и каждый народ привносят в этот сюжет свои краски. Будущей невесте и самой предстоит сделать выбор: она уже давно влюблена в бедного поэта, а выйдя замуж за уважаемого и обеспеченного человека, сможет вытащить свою семью из нищеты - к этой перспективе все ее ближние и дальние родственники отнеслись с большим энтузиазмом…. «Вот станет твоя сестра моей женой, поставлю тебя приказчиком в одном из своих магазинов!» - обещает Юнус-хаджи младшему брату невесты (а по мусульманским обычаям, если нет отца, брат может распоряжаться судьбой сестры). И «здравый смысл» победил бы - только будущий муженек, пообещавший родне солидный калым, со скрипом отдал лишь небольшую часть суммы; да и прочие свои прекрасные качества успел продемонстрировать во всей красе. Так что на помощь призвали «действующую» супругу незадачливого жениха - и ему ничего не оставалось, как только жениться на ней заново: испуг, страх, разочарование и торжество на лице «жениха», ненависть на лице невесты… Ведущие актеры театра показали себя виртуозами и в национальной классике, и в стилистике комедии дель арте, заданной режиссером Ильдаром Валеевым. А как у них? Поэт Рудольф, художник Марсель, музыкант Шонар и философ Коллен находятся в поисках собственных творческих «я», а также еды, вина, дров для камина и любви… Сложнейшие партии оперы Джакомо Пуччини «Богема» были исполнены молодыми артистами Национального театра оперы и балета Астаны на «отлично». Знаменитая музыка, оригинальные декорации и легкомысленный сюжет создали на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета свой собственный Париж. Оперы «Абай», «Богема» и «Отелло», балеты «Тщетная предосторожность», «Коппелия» и «Баядерка» привез в Уфу Национальный театр оперы и балета Астаны. Восторгом публики казахская труппа (в составе 235 человек) была награждена в первый же вечер, 11 октября, представив уфимцам свой гала-концерт. - Старый толстосум дон Паскуале решил жениться. Его знакомый доктор Малатеста обратил его внимание на Норину - свою сообщницу. Сначала она выступает как воплощение скромности, а потом оказывается… как говорится, настоящей стервой! Дон Паскуале шокирован. Но Малатеста обещает, что они вместе разоблачат Норину и выяснят, кто ее любовник - а это тенор, молодой племянник дона Паскуале, - рассказал мне обладатель великолепного баса Бауржан Андержанов, только что исполнивший партию дона в дуэте из одноименной оперы. - Расскажите мне о вашем городе. - Я особенно люблю гулять на левом берегу Ишима: его обычно показывают гостям, там очень много новых зданий, резиденция нашего президента, Байтерек (монумент, символизирующий независимость Казахстана. «Байтерек» означает «дерево жизни» - Прим. авт.) На День независимости - 16 декабря - мы почти каждый год выступаем в новом концертном зале. Поскольку Астана - город, изначально задуманный как столица, заводов у нас нет: на севере - пшеница, в центре - уголь, на юге - хлопок, рис, на западе - нефть, на востоке металлургия. А Астана у нас чистая! Всего в репертуаре Национального театра оперы и балета Астаны - пять национальных опер, два национальных балета, два современных балета в постановке французского хореографа Жана Годена, разумеется, нестареющая классика, мюзикл «Астана!..» на музыку лауреата Государственной премии Казахстана Алмаса Серкебаева (ныне проживающего в США) и балет-оратория «Вечный огонь». - Одного главного режиссера и главного художника у нас нет, - рассказал журналистам директор театра - заслуженный деятель Казахстана Толеубек Альпиев. - Эта практика испортила многие театры. Нам интересны разные постановщики: в борьбе идей и взглядов рождаются свежие решения.
Екатерина Климович, Розалия ВАЛЕЕВА |