РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"Между камнем и металлом
- Владимир Владиславович, в учебной программе история страны фактически начинается с Киевской Руси, потом идет описание Московского княжества, которое впоследствии дорастает до России, затем Российской Империи и так далее. С чем связан этот центризм, неужели история, к примеру, нашего региона, беднее? - Дело в исторической школе, которая создала эту традицию. Естественно, первые историки Российского государства жили или в Москве, или в Санкт-Петербурге, они выполняли некий социальный заказ и писали про то, что им ближе. По наследству эта традиция передалась и советской исторической школе, когда все учебники строились по такому принципу: первая глава - это первобытно-общинный строй, а вторая - уже Киевская Русь, а что происходило в этом промежутке на всей территории нынешнего Российского государства, абсолютно непонятно. Еще до революции появились отдельные исследования по истории хазар, Булгарского царства и Монгольской империи. К настоящему времени создана история других государств, существовавших на территории России: Тюркского, Уйгурского, Кыргызского каганатов, державы хунну. Только в последнее время начали активно исследовать историю Готской державы, которая сложилась в Причерноморье и тоже сыграла большую роль в формировании Киевской Руси. Таким образом, у нас не преподается объективная история территории, на которой сейчас существует Россия. - Есть ли желание среди научных кругов написать правдивую историю? - Это желание реализуется при издании книг и монографий. Но в целом все зависит от государства. Те же учебные книги выпускаются в Москве и за счет бюджета. Но фактически все чиновники сидят в столице, и у них свое видение и центристское отношение, когда все, что выходит за пределы Подмосковья, выглядит как нечто побочное. - Существует устойчивое мнение, что кочевые народы - по сути варвары, которые играли в истории страны исключительно отрицательную роль. - Такой стереотип - тоже наследие досоветской исторической школы, когда кочевые общества рассматривались только с точки зрения противника. Но все не так просто. В истории вообще недопустимы нравственные оценки вроде «эти народы хорошие, а эти - плохие». В научных кругах к кочевым культурам относятся более чем толерантно. Они сами создавали свои государства, экономику, поэтому ни в коем случае нельзя называть кочевников отсталыми. Откуда рождаются такие стереотипы? Приведу пример: если читать о гуннах в источниках тех, кого они завоевывали, то это действительно недоразвитые варвары, несущие разрушение, ко всему прочему еще и безобразно выглядевшие. Когда изучаешь материалы самих гуннов, понимаешь, что это вполне развитая культура и внешность у людей вполне нормальная. - Но бытует мнение, что многие кочевые племена даже не имели своей письменности… - Большая часть памятников до нас просто не дошла. Взглянем объективно: какие письменные источники мы знаем? Хорошо известны греческие памятники, но они сохранились благодаря тому, что их переписывали римляне, а последних, в свою очередь, переписывали византийцы. А вот, к примеру, источники персидской цивилизации до нас дошли в основном на каменных плитах. Почему мы знаем новгородские берестяные грамоты? Да потому, что город был построен на болоте, и там была благоприятная среда для их сохранения. Известно, что в Казани были богатейшие архивы, но они до нас не дошли. А руническая письменность древних тюрков? Наверняка они писали не только на каменных стелах. - Сейчас летописные источники нередко подвергаются критике как необъективные, ведь они писались в монастырях по заказу. Верите ли вы летописям? - Верить или нет - это понятие богословское. Все летописные источники всесторонне проверяются. Факты, изложенные в них, сопоставляются как с местными летописями, так и с западными хрониками. Конечно, есть и подделки. Например, не так давно научный мир был взбудоражен так называемой «Велесовой книгой», которая повествовала о жизни древних славян. Сейчас уже доказано, что это пусть гениальная, но подделка. Кстати, долгие годы научное сообщество сомневалось даже в подлинности эпоса «Урал-Батыр», но сейчас исследователями доказано, что это один из самых древних мифов Урало-Поволжья, который мы имеем. - В центре столицы находится городище Уфа-II. О нем известно давно, но почему внимание исследователей к нему привлечено только в последние несколько лет? - Раньше этот памятник был просто недоступен, ведь на месте Уфы-II стояли дома. Когда началась реконструкция кварталов, за дело взялись археологи. Среди остальных памятник выделяется мощным культурным слоем. Были открыты деревянные мостовые, исследованы жилища и система укреплений городища. Кроме того, в непосредственной близости от памятника находится огромный некрополь, где в разные годы были найдены уникальные захоронения, с большим количеством золотых предметов. Пока не опубликованы все данные, рано делать выводы, но на основании того, что здесь присутствует разнообразная керамика, явно привезенная из других регионов, можно предположить, что Уфа-II возникла как центр торговли. Если сложить все воедино, то уже сейчас можно утверждать, что городище уникально не только для нашего региона, но и для всей Восточной Европы. - Известно ли, какой национальности были эти люди, на каком языке они говорили? - Нет. На каком языке они говорили, как они себя называли, мы сказать не можем. В найденных захоронениях встречаются как монголоидное население, так и европейские южные лица, то есть те два антропологических типа, которые легли в основу формирования башкирского народа. - То есть? - Приведу пример. В Западной Европе был исследован могильник эпохи неолита и проведены генетические исследования населения, проживающего в ближайшей к некрополю деревне. Выявилось очень близкое совпадение генотипа местных жителей и тех, кто был похоронен в неолитическом могильнике. Естественно, что у наших современников совсем другой язык и уровень культуры, но стало очевидным, что какая-то часть населения проживает здесь с древнейших времен. В свое время ученые очень увлеклись миграциями, но сейчас тенденция другая: доказано, что всегда есть какое-то ядро людей, которые веками живут на этой территории, и наш край не исключение. Здесь всегда был такой островок стабильности, люди выдерживали все натиски. Башкиры выдержали татаро-монгольское нашествие, они вынуждены были уйти в горы, отсиделись там, пережили партизанскую войну, но в результате монголы вынуждены были дать им определенные привилегии. Этническое ядро было сохранено. - Сколько должно пройти лет, чтобы исследователи могли полностью восстановить жизнь древнего населения Урала? - Пока у науки нет технологий, которые позволили бы реконструировать жизнь древних. С каждым годом мы получаем все больше новых данных, которые немного приоткрывают завесу тайны. Но вопросов пока намного больше…
Маргарита ТИЛОВА |