ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

На австрийской стороне
В  Вене состоялись Дни Республики Башкортостан в Австрии. Официальную делег...

Под знаком дружбы
Уфа приняла V Всемирный курултай башкир, участниками которого стали более 500 де...

Карьерный взлет
В республике стартовал кадровый проект «Лидеры Башкортостана». 
Он сос...

Поможет «Алга»
С  1 июля оплатить проезд в автобусах, троллейбусах и трамваях можно единой т...

Избавит от «пробок»
В мэрии Уфы озвучили новые сроки открытия Тимашевского путепровода. 
С...

Обновленный вокзал
Врио главы РБ Радий Хабиров распорядился выделить Госкомтрансу из республикан...

Вздыхая по Дон Жуану
9 и 10 июля премьерой «Дон Жуана» в Театре оперы и балета закроется 81-й сезон. Авт...

За чашкой чая
Известный башкирский художник Расих Ахметвалиев стал гостем чайханы галереи «...

Buon giorno, Уфа



     №7 (212)
     Июль 2019 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "РЕПОРТАЖ В НОМЕР"

Паромные будни


Кряквы, испуганные коротким воем сирены, разлетаются в разные стороны, и паром отчаливает от песчаной пристани ДОКа. На борту старенького судна человек десять, так что все умещаются на узких скамейках вдоль бортика. Рассекая темную воду, паром неторопливо разворачивается и почти сразу же причаливает к противоположному берегу Уфимки. Все «плаванье» заняло не больше двух минут. Здесь уже ждут новые пассажиры. Короткая остановка и «Циркон» снова отправляется в недолгое путешествие.

 - В среднем в день мы перевозим 600-700 человек, но все зависит от погоды, - говорит матрос Татьяна Баранова. - В основном это дачники. В жару к ним присоединяются отдыхающие, часто с детьми. Ведь для них прокатиться на «кораблике» - настоящее приключение. А сегодня пасмурно, поэтому пока пассажиров немного.

И словно в подтверждение этих слов хлынул проливной дождь. Все спешно достают дождевики и раскрывают зонты.

- Мы что, тонем? - спрашивает мальчик лет шести. – Смотри, воды сколько!

- Да это все от дождя, - утешает его бабушка. Они, как и большинство других пассажиров, отправились на дачу.

- Почему не на автобусе?

- Долго и дорого. К тому же ни одна маршрутка до нас не доезжает, и идти очень далеко. А на пароме мы через 10 минут будем на месте. И всего 30 рублей за двоих.

Стоимость проезда -  25 рублей, но для льготных пассажиров и детей от 5 до 10 лет  - всего 15.

За день «Циркон» делает около ста рейсов. Первый отправляется в 7:05, а последний забирает людей в 22.00. Но на этом смена не заканчивается, экипаж выходит на работу на сутки. За ночь надо осмотреть судно, проверить все показатели и подготовить его к новому дню.

Сегодня у штурвала сменный помощник капитана Павел Шампаров. Он пришел в «Службу речных переправ» сразу после окончания училища, и это его третья навигация на «ДОКе». Его напарница - матрос и кассир Татьяна Витальевна - служит на речном флоте уже 31 год, 16 из них - здесь.

«Циркон» построен в 1959 году. Такие паромы называют «армейцами», они создавались для нужд военного флота: чтобы перебрасывать пехоту. А теперь служат мирным целям. За один раз он может переправить 40 человек.

- Каждый год судно проходит техосмотр. Если выявляют какие-то проблемы, то оно просто не выйдет в рейс. Кроме того, каждые пять лет проводится капитальный ремонт. Поэтому, несмотря на возраст, паром соответствует всем требованиям безопасности, - говорит Шампаров.

На первый взгляд, кажется, что это в этой работе нет ничего сложного. Но на самом деле маневрирование «Цирконом» от берега к берегу требует точности и твердой руки капитана. Нужно учитывать все: ветер, течение, погодные условия. Дождь работе парома не помеха, а вот сильный туман может и приостановить  движение.

Примерно в 50 метрах от места «парковки» «Циркона» - еще одна пристань. К ней уже выстроилась небольшая очередь. Правда, не из людей, а машин. Осторожно заезжая по помосту, они выстраиваются на палубе «Фианита» - единственного в городе грузового парома.

Сегодня на смене помощник капитана Виталий Мефодьевич Артельный. Он называет себя молодым специалистом, так как на переправе работает только пятый год. Но за его плечами 52 года трудового стажа: Виталий Артельный 20 лет ходил в море и почти 30 - по крупным рекам страны.

«Фианит» за 7 минут может перевезти на другой берег 11 машин или 87 человек. Уфимцы говорят, что экономят так не только время, но и деньги.

- Мы подсчитали, что в объезд до нашего сада - 45 километров. На пароме мы будем на месте через 15 минут и сэкономим на бензине около 130 рублей, - говорит водитель иномарки.

 

«От баркасов к паромам»

Уфимская служба речных переправ создана в 1946 году. Только тогда она называлась «Трестом» и перевозила людей на паробаркасах, работающих на мазуте. Звались они «Салават-батыр» и «А. Матросов». Перебраться через реку можно было в трех точках: на переправе имени Чкалова (она же Оренбургская - в районе монумента Дружбы), имени Октябрьской революции (Сафроновская, в Затоне) и на Каменной, исчезнувшей в 2006 году. Теперь в этих местах берега соединяют мосты.

Однако потребность в паромах не исчезла, ведь в заречье находится почти 20 тысяч садовых владений. Сегодня в Уфе действует семь переправ: две на ДОКе (в том числе одна грузовая), в Сипайлово, на «Трамплине», в Дудкино, на Зеленом мысе. И две «дальние» - в Чесноковке и на Козарезе. С этого года появился еще один общий маршрут, протяженностью 11 километров. Он связал несколько переправ от Сипайлово до Зеленого мыса. Действует он только месяц, но уже доказал свою востребованность. И не только как средство передвижения, но и как бюджетная  речная прогулка. Ведь стоимость билета - всего 65 рублей.

Такая доступная цена сохраняется благодаря тому, что переправы находятся в ведомстве города, а не «частников». Подобные службы сегодня - редкость, и Уфа - один из немногих городов, который сумел сохранить муниципальные перевозки по реке.

При этом предприятие остается рентабельным: за прошлый год оно заработало 11,3 миллиона рублей. И даже смогло выделить собственные средства на реконструкцию парка Якутова.

- В среднем за навигацию, которая обычно длится с апреля по октябрь, мы перевозим  600 тысяч человек и до 20 тысяч автомобилей, - говорит директор МБУ «Служба речных переправ» Сергей Сергеев. - При этом численность плавсостава - всего 74 человека.

Средний возраст пассажирских судов составляет более 50 лет, последнее новое судно было приобретено в 1995 году. Все они носят имена драгоценных камней: «Фианит», «Азурит», «Оникс», «Александрит», «Берилл» и другие. Всего на балансе 28 судов, это не только паромы, но и плавкран, буксир-толкач и баржи.

- Модернизация флота у нас происходит за счет установки современных двигателей, более мощных и экономичных, - продолжает Сергеев, - а также обновления судового оборудования. В прошлом году на капитальном ремонте находились три самоходных парома общей вместимостью 150 человек. Их поднимали из воды и выполняли работы по корпусу. На такие работы дается гарантия пять лет.

 

Старая переправа

Преодолев крутой спуск в районе ВДНХ, оказываешься на переправе «Дудкино» - самой старой из ныне существующих. Она была открыта в 1967 году. Хотя история ее началась еще в конце XVII века, когда уфимский стрелец Антошка Дудка написал челобитную царю Алексею Михайловичу с просьбой дать ему право устроить перевоз. По данным краеведов, он держал корчму и перевоз с 1676 по 1679 год.

Сейчас же здесь курсирует небольшой паром «Оникс» с экипажем из двух человек: немногословным капитаном Алексеем Цмокалюком и матросом Надеждой Гришовой.

Надежда Владимировна пришла на паром 17-летней девчонкой, а в этом году отмечает свою 40-ю навигацию.

- Начинала я работать здесь же, в Дудкино, на «Цирконе» - том самом «армейце», что сейчас на ДОКе. Это была весна 1979 года, как раз тогда случилось одно из самых больших наводнений. И мы на пароме заезжали вот в этот овражек и вывозили скотину, которую тогда еще многие держали. Помню времена, когда работали и зимой. Паром сам прорубал себе путь.

- А сейчас что вы делаете с ноября по апрель?

- В это время мы берем отпуска, а потом выходим на базу в Затон. Там участвуем в текущем ремонте: красим судна, наводим чистоту. Работы много. Еще в это время мы проходим обучение и переаттестацию. А потом снова сюда - на свежий воздух.

- Вы, наверное, всех пассажиров в лицо знаете?

- Конечно, за столько лет! Хотя я и на других переправах работала, но на Дудкино дольше всего. Вот сейчас сошел пассажир, два года его не было,  - а я узнала!

- А бывало, что кто-то падал с парома?

 - Нет. Но спасать приходилось. Вот как раз зимой это было, на 23 февраля. Решили мужики в баню сходить  через реку и провалились. Не всех удалось нам вытащить тогда.

…Паром тем временем уже наполнился людьми, и капитан дал сигнал к отплытию сиреной (бронзовый колокольчик есть на каждом пароме, но пользуются им теперь только в случаях пожара на судне). Начинается неторопливая беседа: кто что посадил, чем удобрял и стоит ли ждать хорошего урожая…

- Это же наша отдушина, - говорит пассажир Любовь Васильевна. - У меня сад уже лет десять. Обычно дорога изматывает, а у нас отдых начинается уже в пути. Какая красота вокруг!

- Не тяжело подниматься к остановке?

- Очень тяжело, особенно с полными сумками, - соглашаются все дачники. - Хорошо, что у нас есть Володя. Дай Бог ему здоровья.

 - А кто это?

 - Да один местный! Он на машине, подкидывает нас.

 

Дальний берег

         Все переправы выглядят довольно скромно. Песчаный берег да навес от дождя (и те установлены не везде). Ждать долго не приходится - переправился и продолжаешь путь, поэтому «инфраструктура» здесь особо и не нужна.  Недавно почти на всех переправах установили контейнеры для мусора и обновили металлические поручни на лестницах. Единственное, чего не хватает - так это указателей. Часто путь к переправе словно прячется среди деревьев и развилок: попробуй найди, если не знаешь.

          Каждый год, после того как сходит большая вода, берег и подходы к переправе заново отсыпают песчаной смесью. Вместе с районной администрацией проводится генеральная уборка: собирают мусор, который выбросило на берег половодьем, сломанные ветки и коряги.

         Иногда приходится углублять и расчищать дно. Для этого  используют специальную технику, иначе не получится доработать  до конца навигации.

         Самая «молодая» из переправ - в Чесноковке - была открыта в 2005 году. Выходит она к кафе «Отдых» и работает три раза в неделю: среда, суббота, воскресенье - как и Вавиловская переправа, соединяющая полуостров Козарез с Нижегородкой. Названа она так по имени помещика Вавилова, которому принадлежала когда-то небольшая деревенька на левом берегу реки Белой. Сегодня это название уже не используется, а переправа называется по просто «Козарез».

Козарез - особое место. Здесь нет магазинов, школ и  поликлиник. Местные жители говорят, что это своеобразная плата за «особое положение»: чистый воздух, тишину, красивый вид, обилие ягод и грибов. Многие жители до сих пор держат скот.

Обычно «островитяне» ездят в город через Романовку, но гораздо проще добираться «по прямой» - через Нижегородку. Поэтому тут почти у всех есть лодки, но и паром остается востребованным. Особенно весной.

Набережная здесь высокая, река должна подняться почти на 9 метров, чтобы вода хлынула в поселок. На этот случай здесь даже предусмотрены помосты, поднятые на три метра, где живность могла бы переждать природные неурядицы. Но такой большой воды не было очень давно. В 2016 и 2017 годах помощь паромщиков понадобилась, когда уровень воды достиг отметки в 6,5 метров и дорога была размыта. Еще  две точки, куда поплывут перевозчики в случае наводнения, - Затон (от стадиона «Водник» до Камышлинской) и поселок «Третья пристань». Правда, последний раз они были востребованы 15 лет назад. 

Екатерина Маркова








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости