ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Новая веха
Полпред президента РФ в Приволжском федеральном округе Игорь Комаров 13 октябр...

Важная встреча
Врио главы Башкортостана Радий Хабиров встретился с главным исполнительным ди...

Добрый знак
Врио главы Башкортостана Радий Хабиров встретился с первым президентом респуб...

На один завод больше
Радий Хабиров провел рабочую встречу с учредителем компании Lasselsberger Йозефом Ла...

Швейцарский партнер
В Доме Республики состоялась встреча врио главы Башкортостана Радия Хабирова ...

Промцентр Шакши
В уфимском индустриальном парке «ПромЦентр» в Шакше состоялось открытие новог...

На музыкальной волне
Затонцы с нетерпением ждут открытия новой музыкальной школы № 9 им. Адигама Иск...

Апгрейд Дома Першиных
В исторической части построят новый квартал многоэтажек, ограниченный улицами...

Все ярче!
В демском микрорайоне Яркий и 
Инорсе-4 продолжается строительство шко...

Тайными маршрутами Уфы
Ежегодный городской конкурс «Уфа туристическая» выявил новые имена талантлив...

«Счастлив тем, что я дышал и жил…»



     №11 (204)
     Ноябрь 2018 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

БУДНИ МЭРА

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

ДНЕВНИК ГЛАВЫ

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

КУЛЬТПОХОД

ЗНАЙ НАШИХ!

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ПЕРСОНА

ЧЕРНИЛЬНИЦА

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

УЧИТЕЛЬ ГОДА

ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ФОТОРЕПОРТАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

КОНКУРС «ЗОЛОТОЙ КУРАЙ»

IT-ЭКСПЕРТ

ГОД СЕМЬИ

КУЛЬТУРТРЕГЕР

Закулисье

Театральный сезон








РУБРИКА "ARTEFAKTUS"

Старый мост


Этот объект нынче почему-то никто не воспринимает всерьёз, без конца рассматриваются проекты его сноса и кардинальной реконструкции. А когда-то он был, пожалуй, главной достопримечательностью Уфы. Нет, на этом мосту не вешали замочков, зато в ноябре или декабре 1956-го не нашлось, наверное, такого жителя южной части города, который бы не прошёлся по нему. Правда, фотоаппараты тогда имели далеко не все.

В газетах того времени мост упорно называли автогужевым, но трудно представить, что кому-то из фотографов пришло бы в голову сделать его снимок с допотопной телегой, хотя гужевой транспорт в Уфе использовали, пожалуй, ещё лет двадцать после этого. Интересно, что начальник строительства И.Г. Выпов (Иван Гаврилович трудился в составе строившего данное сооружение Мостопоезда № 414 с 1944 года, попав в него сразу после окончания Московского института инженеров транспорта) в своей большой статье в газете этот архаичный термин вообще ни разу не использовал, но почему-то употребил другой, чисто технический – внеклассный мост (в данном случае по причине более чем 100-метрового пролёта под аркой).
Мостовой переход стал причиной кардинальных изменений как в облике Уфы, так и в городском хозяйстве. Для начала, ещё в июне, скорее всего по настоянию первого лица республики С.Д. Игнатьева, был взорван старейший памятник архитектуры – Троицкая церковь, которая, по мнению руководства, «портила» вид при въезде в город (стоит напомнить, что стоявший тогда у руля страны Н.С. Хрущёв считал религию едва ли не главным своим врагом: в 1954 году ЦК КПСС принял постановление об усилении атеистической пропаганды). О холме, на котором почти четыре века простояла Троицкая церковь, «забыли» на несколько лет, зато была обустроена нижняя площадка у реки и установлен памятник В.И. Чапаеву. Дорогу вдоль Белой в сторону Старой Уфы заасфальтировали, а через Сутолоку перекинули новый и неожиданно широкий мост – по нему планировали пустить трамвай. После того как сделали насыпи через овраги, улица Воровского между Коммунистической и Октябрьской также стала очень широкой (для трамвая!), а вот прямой выезд с Айской был организован лишь лет 35 назад, до этого транспорт шёл по Достоевского и Ветошникова. 
Кроме того, построили мост через Дёму и заасфальтировали дорогу к новому району. И как раз после сдачи автогужевого моста в эксплуатацию началась работа над проектом современного уфимского аэропорта.
Но это только будет, а пока… 4 ноября 1957 г. в «Советской Башкирии» напечатан репортаж с открытия: «Вчера в Уфе открыт автогужевой мост через реку Белую. Перед открытием к его подступам собрались мостостроители, рабочие и служащие предприятий, учащиеся школ, жители города. В 3 часа заместитель председателя исполкома Уфимского городского Совета тов. Мамин открыл митинг. Звучит Гимн Советского Союза. Первое слово предоставляется начальнику строительства моста тов. Выпову...
На митинге выступил бригадир монтажников тов. Хомко… Бригадир бетонщиков из треста «Дормостострой» тов. Большаков отметил высокий трудовой энтузиазм рабочих, выполнявших земляные и асфальтировочные работы.
Заместитель председателя Совета Министров Башкирской АССР тов. Веретенников поздравил строителей с досрочным окончанием крайне нужного для Уфы сооружения и пожелал им новых трудовых успехов… Во время митинга к старому мосту, расположенному рядом с новым, подошли катера и стали уводить один за другим плашкоуты. Дорога для судов открылась на всю навигацию.
Первый секретарь Башкирского обкома КПСС тов. Игнатьев перерезает ленточку. Участники митинга устремляются на мост. Они заполняют всю проезжую часть и тротуары до самого конца моста. Люди любуются строгими линиями моста, металлическими перилами, в которых перемежаются звенья художественного литья, красивыми светильниками, гранитной облицовкой опор…».
Начнём с опор: все они «облицованы уральским и украинским гранитом. Площадь облицовки – 4 500 кв. метров» (из статьи И. Выпова). Что же касается ограды «художественного литья», то на первый взгляд может показаться, что рисунок её не отличается оригинальностью: точно такие же чугунные решётки до сих пор украшают набережные и проспекты в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Волгограде и других городах страны. В Уфе подобная чугунная ограда впервые появилась в 1948 году, когда началась реконструкция Пушкинской аллеи и сквера Сталина у Театра оперы и балета. Считается, и вполне справедливо, что её рисунок повторяет один из видов ограды на канале Москва – Волга (канал имени Москвы). За исключением разве что пояса меандра в верхней части! Зато на аналогичной дореволюционной решётке Университетской набережной в Санкт-Петербурге меандр есть! Хотя и несколько иного вида. Но сюжетов со снопами пшеницы и на тему Победы в войне (рисунок одной из секций ограды нашего моста явно позаимствован с ордена Отечественной войны) на берегах Невы, конечно, быть не могло. 
«Шишечки» на ограде уфимского моста продержались недолго: ближе к концу 60-х мальчишки, узнав, что они не прикреплены, стали бросать их в реку. Во избежание несчастных случаев коммунальщики сняли и остальные.
Интересно, что установленные великолепные светильники были также «позаимствованы» – с архитектурного обрамления открытого в 1952 г. Волго-Донского канала. В Волгограде такие стоят до сего дня, в Уфе же сохранились только столбы с тумбами, но сами фонари (т.е. верхняя часть) в 1969 году заменены на более современные.
Да что там ограда и светильники – сам мост возведён явно по проекту, впервые реализованному в 1937 году на Ленинградском шоссе Москвы при строительстве всё того же канала Москва – Волга. Так что для декоративного оформления нашего «пенсионера» были отобраны лучшие образцы. К их числу стоит отнести и появившуюся несколько позднее декоративную чугунную решётку с датами «1953 – 1956».
Из сообщения в газете следует, что перерезавший ленточку Семён Денисович Игнатьев на митинге не выступил, возможно, погода ему не нравилась – чуть ниже нуля и снежок. Не выступил и заместитель председателя горисполкома М.Г. Билялов. А ему было что сказать, ведь до укрупнения районов в августе 56-го Махмут Гандалеевич работал председателем Ждановского райисполкома, на территории которого и строился мост, и потому был ответственным не только за производство, но и за бытовое обеспечение персонала мостопоезда – от строительства бараков на Цыганской поляне до организации медицинского обслуживания и питания. М.Г. Билялов, кстати, и сохранил снимок с митинга.
И ещё. В апреле следующего года, когда сотни горожан вышли на новенький мост, чтобы полюбоваться ледоходом, они с улыбками и удивлением взирали на залитый помоями склон Случевской горы. Конфуз довольно быстро был устранён: сад Салавата заметно расширили, в нём появились третья беседка и сразу полюбившийся уфимцам (и очень удачно закрывший вид на помои) висячий мост.

Анатолий ЧЕЧУХА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Городская среда Ufaved.info

Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Газета Казанские ведомости



яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости


Facebook





Золотой гонг