РУБРИКА "СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК"Мраморная песня Шаляпина
Тот факт, что напротив оперного театра, там, где висели театральные афиши, появится мраморное воплощение Федора Шаляпина, дебютировавшего в Уфе, никого не оставляет равнодушным. Обсуждают масштабы будущего строения, спорят о месте его нахождения. Эти споры начались несколько лет назад - в 2002 году был заложен фундамент, скульптура Шаляпина тоже была готова заранее, однако работы приостановили: решалось, кто же займет место у концертного зала имени Шаляпина - сам Федор Иванович или Загир Исмагилов. Но вот, наконец, работы снова начались, и в кипах чертежей в сердце мемориала теперь уже значится только одна фигура. А памятник композитору Исмагилову, скорее всего, установят на площадке между оперным театром и Гостиным двором. Каменщики под руководством Сергея Кугейко работают с половины девятого утра до половины девятого вечера. Почти каждый день на площадке проходят планерки, времени расслабляться нет - закончить работы планируется ко Дню республики. - Обычно на такие объекты уходит несколько лет. А у нас в распоряжении всего несколько месяцев, - говорит Сергей Михайлович. Мраморные детали подаются подъемным краном через высокую кирпичную стену, выстроенную со стороны двора, на узкую площадку, где ведутся работы. С дорогим камнем обращение любовное, как с живым грузом - не дай бог от мрамора отколется хоть кусочек. Каждую деталь тщательно упаковывают перед поднятием и аккуратно опускают уже на расстеленный матрас. Всего крановщику предстоит перетащить 120 тонн камня. Сам по себе проект оригинален еще и потому, что над ним работают уникальные люди. Архитектор комплекса - Константин Донгузов, автор скульптуры Федора Шаляпина - Рустем Хасанов. Это его дебютная работа. Рустем окончил Авиационный институт, выучился на инженера, но в 34 года решил пойти учиться на скульптора. Сейчас Хасанов преподает в УГАИ. Над Шаляпиным скульптор работал полтора года. Решил изобразить его таким, каким он приехал в Уфу - молодым, полным надежд и тревог. Фотографии скульптуры были отправлены дочери Шаляпина Марине. Памятником отцу она осталась очень довольна. Неслучайный человек в истории этого памятника и Сергей Кугейко. Он известен как спец по ускоренным темпам работы - Кугейко зовут туда, где надо практически спасать положение. На этот раз Сергей Михайлович привел на объект своих детей: дочь Елену и сына Антона. Дочка выучилась на строителя, а сын только что вернулся из армии и сразу же попал на стройку к отцу.
Константин Донгузов,архитектор:
- В 2002 году, когда подходила к концу реконструкция Института искусств, встал вопрос, что делать с театральной афишей - она имела ужасный вид. У Рустема Хасанова уже была готова гипсовая скульптура Шаляпина, которую установили в фойе концертного зала. Подрядчик, который выполнял работы по реконструкции института, подарил вузу беломраморную глыбу. С этого момента и началась работа Рустема над Шаляпиным из мрамора. Тогда еще не было проектов делать скульптуру для улицы, но предполагалось, что если она получится хорошо, надо будет искать точку в Уфе. Одной из возможных точек стало место афиши. Ратовала за то, чтобы в Уфе стоял памятник Федору Ивановичу, и Галина Александровна Бельская. Но в тот момент она не имела в виду эту точку в качестве основной. Были задумки поставить скульптуру у шаляпинского домика, где певец жил. Там хотели делать центр его имени, но дело не двигалось. А концертному залу Института искусств как раз присвоили имя Шаляпина и установили мемориальную доску. В этом зале вдруг сконцентрировалось все, что было связано с Шаляпиным - встречи, вечера. Он стал настоящим шаляпинским местом. Как-то смыслово зал стал ассоциироваться с домом Чуковского в Москве. И уже не было сомнений, что скульптуру надо ставить именно здесь. Постепенно выстроилась еще одна смысловая связка. Дело в том, что наш оперный театр построен в подражание театру Ла Скала. А ведь именно там, в Ла Скала, состоялся международный дебют Шаляпина. Стоящий напротив театра оперы и балета певец будет смотреть в свое будущее. Первоначально проект задумывался несколько иным. Это должна была быть небольшая квадратная площадь, уходящая вглубь от улицы Ленина, с коваными воротами, которые стали бы парадным входом в Институт искусств. Сквер Шаляпина мог бы стать местом для будущей уфимской интеллигенции. Вопрос уперся, как всегда, в деньги. По предварительным оценкам необходимо было 25-30 млн. рублей. Времени на ожидание не было - надо было скорее решать вопрос с афишей, которая портила вид. Театр оперы и балета - место публичное. Там, помимо спектаклей, проходят торжественные собрания и встречи, и хотелось бы, чтобы люди в ожидании мероприятий смотрели не на проезжающий транспорт, а на скульптуру. Сквер из проекта ликвидировали, оставили памятник с портиком. Между пилястрами на задней стенке решено было повесить памятные бронзовые медальоны - для увековечения памяти людей, которые прославили или еще прославят нашу сцену и свяжут ее в единый поток с мировым искусством. Эти медальоны будут ждать своих героев. Памятник Шаляпину имеет особую ценность для Уфы. Он не случаен для нашего города. Это свидетельство того, что здесь есть не только большой потенциал для появления музыкального гения, но и способность дать ему должную оценку.
Где в России еще есть памятники Шаляпину: В Казани на улице Баумана установлен памятник Шаляпину в образе странника с чемоданом, который отправился искать счастья. Надгробье на Новодевичьем кладбище изображает великого певца лежащим на оттоманке. Бюст певца установлен в нише Дома-музея Шаляпина на Садовом кольце. Чуть дальше по Садовому кольцу на территории частной организации тоже стоит памятник Шаляпину. Он был сооружен на частные средства.
Оксана КУЗЬМИНА |