|
РУБРИКА "СОБЫТИЕ МЕСЯЦА"Талисман Нуреева
Как обычно в Уфу съехались звезды первой величины. В балете «Лебединое озеро» образы Одетты-Одиллии создала прима Михайловского театра Екатерина Борченко, партию принца Зигфрида исполнил Иван Зайцев. В «Баядерке» блистала солистка Большого театра Анна Никулина. В «Корсаре» партию Конрада исполнил премьер Большого театра Руслан Скворцов, а Медору станцевала солистка этой же труппы Ангелина Карпова. Уфа, которая известна в мире во многом благодаря нашему знаменитому земляку, к сожалению, до сих пор в полной мере не отдала ему дань уважения. На фестивале вновь обсуждался вопрос установки памятника гению танца ХХ века. В заседании Общественного совета по культуре приняло участие и руководство театра. На конкурс по созданию памятника было представлено 12 проектов, создана рабочая группа. Пока все они в стадии доработки. Место установки памятника также не определено. - У нас много талантливых скульпторов, - говорит заслуженный архитектор РБ Дмитрий Винкельман, - на мой взгляд, площадь перед Гостиным двором не совсем подходит для памятника: место умиротворяющее, тогда как судьба у танцовщика была трагичной. Возможно, больше подойдет Театральный сквер или аллея Пушкина. На улице Нуреева памятник можно сделать более масштабным. Можно рассмотреть и место перед хореографическим колледжем, бывшей школы №2, где учился великий танцовщик. Хочется надеяться, что к следующему Нуреевскому фестивалю в определении места и проекта памятника нашему земляку будет поставлена окончательная точка. А пока Фестиваль открылся новой сценической версией «Журавлиной песни». Много лет назад именно под впечатлением от этого спектакля в сердце юного Рудика Нуреева вспыхнула любовь к классическому танцу. Первый башкирский балет стал для него своеобразным талисманом. Десять лет спустя Рудольф покорил Москву зажигательным танцем джигита с шестом из «Журавлиной песни». Заслуженной артистке БАССР Эмме Тимиргазиной посчастливилось своими глазами увидеть в партии Зайтунгуль народную артистку СССР Зайтуну Насретдинову. Ту самую, что очаровала Нуреева на всю жизнь. - Трудно было не попасть под ее обаяние, - говорит она, - прекрасные природные данные, отточенная техника в сочетании с талантом драматической актрисы, никого не могли оставить равнодушными. А прекрасная музыка проникала в самые потаенные уголки души. Балет «Журавлиная песнь» был создан в 40-х годах прошлого века композиторами Львом Степановым и Загиром Исмагиловым. Либретто на основе башкирских легенд написал знаменитый танцовщик Файзи Гаскаров. Для постановки пригласили балетмейстера Ленинградского театра оперы и балета Нину Анисимову. С тех пор башкирское «Лебединое озеро» никогда не покидало репертуар. - Наша национальная классика выдержала испытание временем, и это самая высокая оценка постановки, - считает народная артистка РФ и РБ, художественный руководитель балетной труппы Леонора Куватова, - но пришла пора, когда потребовалось обновить сценографию, костюмы - словом реанимировать спектакль на современном уровне. Грант главы республики помог выполнить эту задачу. Перед художником-постановщиком, заслуженным деятелем искусств России и Башкортостана Рифхатом Арслановым стояла не простая задача: соблюсти определенное равновесие между старой версией и своим видением оформления спектакля. - Не хватало ощущения родного края, мы постарались показать картины башкирской природы с применением современных технологий, - говорит он, - на мой взгляд, это придало спектаклю динамики, подчеркнуло фольклорное начало сюжета. «Журавлиная песнь» - один из тех балетов, где сюжет понятен даже тому, кто не читал либретто, что в общем-то для этого вида искусства большая редкость. Любовь Зайтунгуль и Юмагула побеждают зависть, жадность и коварство. Влюбленным сочувствует сама природа, а журавли, как символ свободолюбия, приходят героям на выручку. В послужном списке народной артистки РБ, примы башкирской труппы Гульсины Мавлюкасовой постановка занимает особое место. - Этот балет с самого начала лег на ду шу, на мое естество, - признается она. - Я башкирка, поэтому чувствую себя в родной стихии, и это, как мне кажется, отражается в танце. Для петербургского критика Людмилы Лавровой «Журавлиная песнь» стала откровением. - Очень гармоничный балет, где удачно сочетаются классика и национальные мотивы, - поделилась она. - Спектакль очень динамичный, без длиннот, с захватывающим сюжетом. После спектакля за кулисы заглянул глава региона Рустэм Хамитов и поздравил труппу с премьерой. - Осенью хотим повторить этот балет на День Республики, чтобы на торжественном мероприятии был не концерт, а спектакль», - сказал глава республики. Освещать события фестиваля в этом году съехались не только российские критики: Евгения Кривицкая, (главный редактор «Музыкальной жизни»), Елена Федоренко (газета «Культура»), Анна Галайда (газета «Ведомости»), Александр Максов (член Союза театральных деятелей России), но и Грэхэм Уоттс из Великобритании, известный своими публикациями в ведущих танцевальных журналах, а также журналист газеты «Таймс». Нуреевский фестиваль завершился 2 июня грандиозным гала-концертом звезд балетного искусства. В нем приняли участие солисты Парижской оперы Леонор Болак и Аллессио Карбоне, Джозеф Уолш из Сан-Франциско, а также артисты ведущих балетных трупп России и Башкирского театра оперы и балета.
Светлана ЯНОВА |
|
|