ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Солнечный блин для Аиши
В веселый праздник Масленицы Благотворительный образовательный фонд «Мархамат» ...

Инвестор выбран
Госкомитет по транспорту и дорожному хозяйству РБ определил инвестора по строите...

Новый берег
Из федерального бюджета на строительство второй очереди уфимской набережной выд...

Фан-зона – в Сипайлово
В рамках федерального проекта в 2017-м будет благоустроен парк «Кашкадан», рассматр...

Социальный вектор
14 марта в уфимском Конгресс-холле пройдет
II Республиканский форум по социально...


Ямы залатают
К предстоящему сезону ямочного ремонта спецтехника уже готова. Специальная комис...

Лучшие дворики
В марте подведут итоги городского конкурса, учрежденного администрацией города, ...

Сказка для взрослых
Неожиданная премьера состоится в Театре кукол
11 марта. Спектакль «Тысяча и одна...


Возвращение поэта
Около кинотеатра «Родина» установят памятник народному поэту Башкортостана Рами...

Виртуоз курая
Солист фольклорного ансамбля песни и танца «Мирас» Мурат Джанизаков стал обладат...

Суббота победного счастья
Уфимец Антон Бабиков - чемпион мира по биатлону в составе эстафетного квартета Ро...

«Уфа» выходит из отпуска
Впервые в истории башкирского футбола наша команда примет участие в 1/4 финала Куб...

Ретрокалейдоскоп
100. 8 марта 1917 г. (23.02 по ст. ст.) – начало Февральской революции в России. 15 марта (02.03 ...




     №3 (184)
     Март 2017 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК"

«Мои ребята - продолжение меня»


Такие строчки участникам XX конкурса «Учитель года столицы Башкортостана-2017» посвятила декан филологического факультета БашГУ Альмира Ямалетдинова. Наверное, под ними подписались бы все 70 участников педагогического состязания.
- Сегодня более половины горожан моложе 35 лет. Это наш основной капитал, это позволяет смотреть в будущее с воодушевлением, - отметил глава администрации Уфы Ирек Ялалов. - А педагогов в столице - более 6 тысяч. И мы гордимся вами. Кстати, меня уже шесть лет не берут в конкурсную комиссию. По одной простой причине: я бы сразу всем дал Гран-при.
Сегодня школа работает на фоне океана прочей доступной информации, бурного развития интернет-технологий и учится пользоваться этим с максимальным эффектом. Но главный инструмент обучения по-прежнему - педагог и его огромный интерес к своему предмету. О том, как превратить современного школьника в дипломата, исследователя и журналиста, нам рассказали сами герои торжества.
Мария Каримова окончила факультет романо-германской филологии БашГУ, профессионально занималась вокалом. Также она увлекается политикой и ведет в 10 классе экспериментальный курс «Страноведение США».
- Во время американской предвыборной кампании мы провели свои собственные дебаты и выборы в президенты страноведческого клуба. Снимая видео, рисуя плакаты и споря на острые темы, ученики забывают о языковом барьере, - рассказала победительница. - А в следующем году я планирую разработать новые курсы - по ораторскому мастерству и страноведению Соединенного Королевства.
Юлия Линдт по специальности - словесник. Однако, окончив школу искусств, не может забыть и о другой своей страсти. Мобильное обучение, давшее блестящие результаты при обучении русскому, оказалось самой подходящей методикой и для знакомства с мировой сокровищницей искусства.
- Для меня гаджеты не предмет раздражения, как обычно бывает на уроке, а наоборот. При помощи компьютеров или мобильных телефонов с Интернетом мы совершаем виртуальные экскурсии - например, к «Пьете» Микеланджело в собор Святого Петра, в Лувр. Делимся на группы, и каждая потом рассказывает, что она открыла, презентует свою тему. Однако этого недостаточно. Суть новых образовательных стандартов - проблемная задача. Дети должны сами поставить проблему и решить. Например, однажды мы вместе разрабатывали конструкцию парашюта. А потом они ознакомились и с другими проектами в мастерской Леонардо да Винчи.
Наполеон перед завтраком успевал прочитать целую книгу, а вождь пролетариата, с феноменальной быстротой просмотрев статью, мог цитировать фразы и абзацы. Экспериментальный курс осознанного чтения, который предложила Регина Закирова, может приблизить учеников к этому.
Он предполагает не только операции с разными текстами для повышения скорости и осознанности восприятия, но и решение логических задач - то есть направлен на комплексное развитие интеллекта. Вообще для того, чтобы подружить учеников с книгой, учителям приходится задействовать много разных методов.
- Современные дети очень далеки от классики, проблемы, поставленные там, им непонятны. Поэтому для начала я обсуждаю с ними то, что интересно им - того же «Гарри Поттера», «Часодеев», – говорит Регина Минигалимовна.
В восьмом классе мы проходили рассказ Лескова «Старый гений», и я провела стилизованный урок: принесла старинные монеты, создала антураж. Мы и писали письмо герою в стилистике XIX века, искали параллели с современностью. Под впечатлением прочитанного одна девочка сформулировала мне «Закон сохранения энергии» в жизни: совершая безнравственные поступки, ты распространяешь отрицательную энергию, которая обязательно к тебе вернется, и наоборот.
А в тройку авторов, которые нравятся моим ученикам больше всего, по результатам опроса вошли Рэй Брэдбери, Михаил Булгаков и Эдгар По, причем в случае Булгакова свою роль сыграла и моя пропаганда. Но главное - то, что у ребят есть любимые книги классиков.
Курс Регины Закировой - часть проекта «Школа. Успех. Здоровье», созданного заинтересованными педагогами 156-й школы. Он также включает в себя практическую физику и химию с большим количеством экспериментов, историю с уроками-квестами и физкультуру для всей семьи. А вы хотите, чтобы ваш ребенок учился в такой школе?
- На уроках истории я стараюсь привить ребятам критическое мышление, способность анализировать факты, а не принимать на веру одну-единственную оценку событий, - описала суть своего подхода к преподаванию истории Эльвира Ямгутдинова. - Например, изучая восстание декабристов, мы сравниваем программы разных обществ, проходя эпоху дворцовых переворотов - обстоятельства, которые привели к власти ту или иную фигуру. Почему с приходом Екатерины II перевороты прекратились? Если бы остались фундаментальные причины, вызывавшие недовольство их главной движущей силы - дворянства, то они бы продолжились.
Также мои ученики создают проекты, посвященные истории родного города. Одно из наших достижений -  первое место на районном этапе конкурса «Меценаты Уфы». Моя ученица посвятила свою работу Ирине Бекетовой - заводчице, которая после большого пожара 1821 года построила целую слободу для погорельцев. Поэтому появилась улица ее имени - Бекетовская. (После революции ее переименовали в Социалистическую, а теперь она носит имя Мустая Карима). Я считаю, что уфимцы обязаны помнить такие имена.
И мечтаю вести кружок Уфаве-дения.
Продолжая тему практической физики, преподаватель этого предмета школы №111 Людмила Файзуллина рассказала об эксперименте, который она продемонстрировала на конкурсе: если бутылку нагреть, а затем приставить к горлышку яйцо (вареное и очищенное) - оно «залезет» внутрь, даже с хлопком! Чем это объясняется?
- При нагревании бутылки воздух расширяется, и часть его из нее «улетает». Воздух внутри делается разреженным, и давление становится меньше, чем снаружи, - объяснила Людмила Витальевна. - Я не жалею времени на опыты. Дети в первом-третьем классах так или иначе экспериментируют, познают мир практически, а в 5-6 классах этого уже нет. Далее многие учителя физики стараются решить как можно больше задач, экономя время на демонстрационных экспериментах. В результате за сухими цифрами ученики не видят красоты науки, не связывают формул с практической жизнью. Некоторые даже думают, что «ученые придумывают законы». И в то же время в 7-8 классах, когда предмет только начался, ребята с большой радостью делают лабораторные работы и даже расстраиваются, если вдруг им не хватило оборудования. И нужно не упустить это время и дать полюбить процесс познания, который без экспериментов и решения задач будет неполным.
Перед началом опыта я все как следует объясняю, чтобы каждый понимал, для чего мы это делаем и что должны узнать в результате. Но поразить современных школьников экспериментом нелегко. Бывает, слышишь: «Как, и это все?!». А другой ребенок, возможно, скажет: «Так, а что это означает? Объясните поподробнее!»
- Метод, который я представляла на конкурсе, - организация групповой работы на уроке. Более половины детей, придя в школу, поначалу зажаты, не умеют общаться, - рассказала учитель начальных классов Центра образования №25 Эльвира Габдуллина. - Обсуждая что-то в группе, они раскрепощаются быстрее. Конечно, есть риск, что поначалу и здесь инициативу захватят самые голосистые. Мой секрет - в способе объединения: участники должны быть примерно равны по общительности. Мои ребята уже привыкли к этому способу, и теперь мы проводим в группах КВН и «Что? Где? Когда?».
На уроках башкирского языка Ольги Хамидуллиной (тоже в школе №156) младшеклассники осваивают звуки и слова в форме игр - фонетических, лексических и подвижных. А затем получают доступ ко всему самому новому, что только написано башкирскими писателями: выписывают и читают журналы «Акбузат» и «Аманат». Больше всего ребятам понравилась живая, драматичная, «непричесанная» повесть Айгиза Баймухаметова «Не бросай, мама!». Поскольку автор живет и творит в том же самом городе, его пригласили на урок для беседы по душам.
Учитель башкирского языка школы №45 Резеда Давлетгареева строит свою методику на использовании аудио- и видеоматериалов. Урок начинается с аудирования, затем ребята отвечают на вопрос по поводу услышанного. А вскоре они уже сами могут сочинять небольшие тексты на разные темы и снимать видеопрезентации о своей семье, улице, достопримечательностях Уфы и на другие темы, которые их волнуют, познавая таким образом азы профессии тележурналиста.
- В прошлом году было очень приятно получить видеопоздравление из резиденции Деда Мороза у шихана Торатау: мой ученик специально уговорил родителей отправиться туда, чтобы снять интересный ролик! - рассказывает Резеда Закариевна. - А еще в юбилейный год Рами Гарипова мы переводим на русский его стихи. И я вижу, как они действуют на ребят.
- В Уфе немало школ, входящих в топ-500 страны. Уфимские педагоги стали более активно внедрять инновации. Система образования столицы показывает рост по всем направлениям, на Всероссийском семинаре-совещании, который мы собирали здесь в октябре, получила высокую оценку, - подчеркнула глава профильного министерства Гульназ Шафикова. - Уже близок старт республиканского конкурса, итоги которого мы подведем в апреле. И поскольку треть его жюри должны составлять победители прошлых лет, мы опять пригласим много учителей из Уфы.

- Сегодня более половины горожан моложе 35 лет - это и есть наш основной капитал. Формированием будущего в столице занимаются 6 тысяч педагогов. И мы гордимся нашим образованием, - заявил глава администрации Уфы Ирек Ялалов. - Кстати, меня уже шесть лет не берут в конкурсную комиссию. По одной простой причине: я бы сразу всем дал Гран-при. А еще этот конкурс навел меня на мысль: наших педагогов пора выводить
на всемирный конкурс красоты!

«Учителем года-2017» стала Мария Каримова - преподаватель английского языка гимназии №158 имени Мустая Карима, победителем конкурса среди предметников - Юлия Линдт, преподаватель мировой художественной культуры лицея №52. Лучшим учителем башкирского языка и литературы признана Гульсум Мунасипова (школа №88), русского и литературы - Регина Закирова (школа №156), лучшим преподавателем татарского языка - Венера Садыкова (школа №104 имени М. Шаймуратова). В номинации «Педагогический дебют» победила Эльвира Ямгутдинова, учитель истории гимназии №93, «Педагогической надеждой» стал Юлай Салимгареев, учитель башкирского языка школы №95. 38 учителей отмечены званиями «Педагог-мастер» и «Педагог-исследователь».

Екатерина КЛИМОВИЧ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости