|
РУБРИКА "СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК"«Мои ребята - продолжение меня»
Такие строчки участникам XX конкурса «Учитель года столицы Башкортостана-2017» посвятила декан филологического факультета БашГУ Альмира Ямалетдинова. Наверное, под ними подписались бы все 70 участников педагогического состязания. - Сегодня более половины горожан моложе 35 лет. Это наш основной капитал, это позволяет смотреть в будущее с воодушевлением, - отметил глава администрации Уфы Ирек Ялалов. - А педагогов в столице - более 6 тысяч. И мы гордимся вами. Кстати, меня уже шесть лет не берут в конкурсную комиссию. По одной простой причине: я бы сразу всем дал Гран-при. Сегодня школа работает на фоне океана прочей доступной информации, бурного развития интернет-технологий и учится пользоваться этим с максимальным эффектом. Но главный инструмент обучения по-прежнему - педагог и его огромный интерес к своему предмету. О том, как превратить современного школьника в дипломата, исследователя и журналиста, нам рассказали сами герои торжества. Мария Каримова окончила факультет романо-германской филологии БашГУ, профессионально занималась вокалом. Также она увлекается политикой и ведет в 10 классе экспериментальный курс «Страноведение США». - Во время американской предвыборной кампании мы провели свои собственные дебаты и выборы в президенты страноведческого клуба. Снимая видео, рисуя плакаты и споря на острые темы, ученики забывают о языковом барьере, - рассказала победительница. - А в следующем году я планирую разработать новые курсы - по ораторскому мастерству и страноведению Соединенного Королевства. Юлия Линдт по специальности - словесник. Однако, окончив школу искусств, не может забыть и о другой своей страсти. Мобильное обучение, давшее блестящие результаты при обучении русскому, оказалось самой подходящей методикой и для знакомства с мировой сокровищницей искусства. - Для меня гаджеты не предмет раздражения, как обычно бывает на уроке, а наоборот. При помощи компьютеров или мобильных телефонов с Интернетом мы совершаем виртуальные экскурсии - например, к «Пьете» Микеланджело в собор Святого Петра, в Лувр. Делимся на группы, и каждая потом рассказывает, что она открыла, презентует свою тему. Однако этого недостаточно. Суть новых образовательных стандартов - проблемная задача. Дети должны сами поставить проблему и решить. Например, однажды мы вместе разрабатывали конструкцию парашюта. А потом они ознакомились и с другими проектами в мастерской Леонардо да Винчи. Наполеон перед завтраком успевал прочитать целую книгу, а вождь пролетариата, с феноменальной быстротой просмотрев статью, мог цитировать фразы и абзацы. Экспериментальный курс осознанного чтения, который предложила Регина Закирова, может приблизить учеников к этому. Он предполагает не только операции с разными текстами для повышения скорости и осознанности восприятия, но и решение логических задач - то есть направлен на комплексное развитие интеллекта. Вообще для того, чтобы подружить учеников с книгой, учителям приходится задействовать много разных методов. - Современные дети очень далеки от классики, проблемы, поставленные там, им непонятны. Поэтому для начала я обсуждаю с ними то, что интересно им - того же «Гарри Поттера», «Часодеев», – говорит Регина Минигалимовна. В восьмом классе мы проходили рассказ Лескова «Старый гений», и я провела стилизованный урок: принесла старинные монеты, создала антураж. Мы и писали письмо герою в стилистике XIX века, искали параллели с современностью. Под впечатлением прочитанного одна девочка сформулировала мне «Закон сохранения энергии» в жизни: совершая безнравственные поступки, ты распространяешь отрицательную энергию, которая обязательно к тебе вернется, и наоборот. А в тройку авторов, которые нравятся моим ученикам больше всего, по результатам опроса вошли Рэй Брэдбери, Михаил Булгаков и Эдгар По, причем в случае Булгакова свою роль сыграла и моя пропаганда. Но главное - то, что у ребят есть любимые книги классиков. Курс Регины Закировой - часть проекта «Школа. Успех. Здоровье», созданного заинтересованными педагогами 156-й школы. Он также включает в себя практическую физику и химию с большим количеством экспериментов, историю с уроками-квестами и физкультуру для всей семьи. А вы хотите, чтобы ваш ребенок учился в такой школе? - На уроках истории я стараюсь привить ребятам критическое мышление, способность анализировать факты, а не принимать на веру одну-единственную оценку событий, - описала суть своего подхода к преподаванию истории Эльвира Ямгутдинова. - Например, изучая восстание декабристов, мы сравниваем программы разных обществ, проходя эпоху дворцовых переворотов - обстоятельства, которые привели к власти ту или иную фигуру. Почему с приходом Екатерины II перевороты прекратились? Если бы остались фундаментальные причины, вызывавшие недовольство их главной движущей силы - дворянства, то они бы продолжились. Также мои ученики создают проекты, посвященные истории родного города. Одно из наших достижений - первое место на районном этапе конкурса «Меценаты Уфы». Моя ученица посвятила свою работу Ирине Бекетовой - заводчице, которая после большого пожара 1821 года построила целую слободу для погорельцев. Поэтому появилась улица ее имени - Бекетовская. (После революции ее переименовали в Социалистическую, а теперь она носит имя Мустая Карима). Я считаю, что уфимцы обязаны помнить такие имена. И мечтаю вести кружок Уфаве-дения. Продолжая тему практической физики, преподаватель этого предмета школы №111 Людмила Файзуллина рассказала об эксперименте, который она продемонстрировала на конкурсе: если бутылку нагреть, а затем приставить к горлышку яйцо (вареное и очищенное) - оно «залезет» внутрь, даже с хлопком! Чем это объясняется? - При нагревании бутылки воздух расширяется, и часть его из нее «улетает». Воздух внутри делается разреженным, и давление становится меньше, чем снаружи, - объяснила Людмила Витальевна. - Я не жалею времени на опыты. Дети в первом-третьем классах так или иначе экспериментируют, познают мир практически, а в 5-6 классах этого уже нет. Далее многие учителя физики стараются решить как можно больше задач, экономя время на демонстрационных экспериментах. В результате за сухими цифрами ученики не видят красоты науки, не связывают формул с практической жизнью. Некоторые даже думают, что «ученые придумывают законы». И в то же время в 7-8 классах, когда предмет только начался, ребята с большой радостью делают лабораторные работы и даже расстраиваются, если вдруг им не хватило оборудования. И нужно не упустить это время и дать полюбить процесс познания, который без экспериментов и решения задач будет неполным. Перед началом опыта я все как следует объясняю, чтобы каждый понимал, для чего мы это делаем и что должны узнать в результате. Но поразить современных школьников экспериментом нелегко. Бывает, слышишь: «Как, и это все?!». А другой ребенок, возможно, скажет: «Так, а что это означает? Объясните поподробнее!» - Метод, который я представляла на конкурсе, - организация групповой работы на уроке. Более половины детей, придя в школу, поначалу зажаты, не умеют общаться, - рассказала учитель начальных классов Центра образования №25 Эльвира Габдуллина. - Обсуждая что-то в группе, они раскрепощаются быстрее. Конечно, есть риск, что поначалу и здесь инициативу захватят самые голосистые. Мой секрет - в способе объединения: участники должны быть примерно равны по общительности. Мои ребята уже привыкли к этому способу, и теперь мы проводим в группах КВН и «Что? Где? Когда?». На уроках башкирского языка Ольги Хамидуллиной (тоже в школе №156) младшеклассники осваивают звуки и слова в форме игр - фонетических, лексических и подвижных. А затем получают доступ ко всему самому новому, что только написано башкирскими писателями: выписывают и читают журналы «Акбузат» и «Аманат». Больше всего ребятам понравилась живая, драматичная, «непричесанная» повесть Айгиза Баймухаметова «Не бросай, мама!». Поскольку автор живет и творит в том же самом городе, его пригласили на урок для беседы по душам. Учитель башкирского языка школы №45 Резеда Давлетгареева строит свою методику на использовании аудио- и видеоматериалов. Урок начинается с аудирования, затем ребята отвечают на вопрос по поводу услышанного. А вскоре они уже сами могут сочинять небольшие тексты на разные темы и снимать видеопрезентации о своей семье, улице, достопримечательностях Уфы и на другие темы, которые их волнуют, познавая таким образом азы профессии тележурналиста. - В прошлом году было очень приятно получить видеопоздравление из резиденции Деда Мороза у шихана Торатау: мой ученик специально уговорил родителей отправиться туда, чтобы снять интересный ролик! - рассказывает Резеда Закариевна. - А еще в юбилейный год Рами Гарипова мы переводим на русский его стихи. И я вижу, как они действуют на ребят. - В Уфе немало школ, входящих в топ-500 страны. Уфимские педагоги стали более активно внедрять инновации. Система образования столицы показывает рост по всем направлениям, на Всероссийском семинаре-совещании, который мы собирали здесь в октябре, получила высокую оценку, - подчеркнула глава профильного министерства Гульназ Шафикова. - Уже близок старт республиканского конкурса, итоги которого мы подведем в апреле. И поскольку треть его жюри должны составлять победители прошлых лет, мы опять пригласим много учителей из Уфы.
- Сегодня более половины горожан моложе 35 лет - это и есть наш основной капитал. Формированием будущего в столице занимаются 6 тысяч педагогов. И мы гордимся нашим образованием, - заявил глава администрации Уфы Ирек Ялалов. - Кстати, меня уже шесть лет не берут в конкурсную комиссию. По одной простой причине: я бы сразу всем дал Гран-при. А еще этот конкурс навел меня на мысль: наших педагогов пора выводить на всемирный конкурс красоты!
«Учителем года-2017» стала Мария Каримова - преподаватель английского языка гимназии №158 имени Мустая Карима, победителем конкурса среди предметников - Юлия Линдт, преподаватель мировой художественной культуры лицея №52. Лучшим учителем башкирского языка и литературы признана Гульсум Мунасипова (школа №88), русского и литературы - Регина Закирова (школа №156), лучшим преподавателем татарского языка - Венера Садыкова (школа №104 имени М. Шаймуратова). В номинации «Педагогический дебют» победила Эльвира Ямгутдинова, учитель истории гимназии №93, «Педагогической надеждой» стал Юлай Салимгареев, учитель башкирского языка школы №95. 38 учителей отмечены званиями «Педагог-мастер» и «Педагог-исследователь».
Екатерина КЛИМОВИЧ |
|
|