|
|
|
|
|
|
РУБРИКА "ПРЕМЬЕРА!"Мечта воплотилась в «Легенду»
Надо заметить, этот балет могут позволить себе далеко не все театры. И дело не в том, что это стало возможным благодаря гранту главы республики Рустэма Хамитова. Постановка диктует высокий уровень балетной труппы. Стоит напомнить, что сегодня в России спектакль идет только в трех театрах: Большом, Мариинском и Краснодарском. С Уфой Юрия Григоровича связывают годы тесного сотрудничества. «Легенда» снискала славу одного из самых сложных и удачных: критика позволяла в его адрес только самые лестные слова. Поставить такой спектакль – редкая удача и огромная ответственность. - Были сомнения, сможет ли наша довольно молодая труппа справиться со столь трудоемким балетом, - говорит художественный руководитель театра народная артистка России и Башкортостана Леонора Куватова. – Для главных ролей нужны сильнейшие исполнители. Но когда танцовщики выдержали испытание «Спартаком», стало понятно: они смогут справиться и с «Легендой». Репетиции начались в мае, а работа над балетом еще раньше. Необходимо было освоить литературный материал - положенную в либретто пьесу турецкого писателя Назыма Хикмета, написанную по мотивам восточных сказок. В основе сюжета – любовь царицы Мехменэ и ее юной сестры Ширин к художнику Ферхаду. Есть и еще одна линия - страсть Визиря к повелительнице. Но в этой легенде нет счастливого конца, свойственного сказке. Все ее герои несчастны. Думается, что столь сложный клубок страстей был интересен Григоровичу возможностью показать разные грани характеров персонажей. Мехменэ, принесшая себя в жертву ради спасения сестры, и не подозревает, перед каким выбором ставит ее судьба. Потерявшая красоту, она влюбляется, но ее чувство безответно: Ферхад покорен Ширин. Царица не может совладать с собой, тут уже не до великодушия. Перед нами - страдающая женщина, обладающая властью над всем, кроме любви, которой нельзя приказать и которую нельзя купить. Отчаяние делает ее жестокой: Мехменэ Бану ставит художнику невыполнимое условие – он получит Ширин, если пробьет железную гору, закрывающую путь воды к людям. Она борется сама с собой. Но в этой схватке безнадежно проигрывает. Надо сказать, что современные танцовщики имеют большое преимущество перед своими предшественниками. Благодаря Интернету они могут посмотреть постановки разных театров. Увидеть разные трактовки образа, подметить детали, определиться с собственным видением. Что одновременно упрощает и усложняет работу над ролью. Ведь в конечном итоге ее диктует постановщик. В нашем случае - постоянные ассистенты Григоровича - Олег Рачковский и Ольга Васюченко. Другое дело, что по прошествии времени в процессе обкатки спектакля партия обрастает новыми нюансами, исходя из индивидуальности исполнителя. «Легенду о любви» часто называют постановкой на пределе человеческих возможностей: высокие прыжки и невероятный накал страстей. - Тем не менее об этом балете мечтала вся труппа, - продолжает Леонора Сафыевна. – Артисты прекрасно понимали, что «Легенда» позволит вырасти как в техническом, так и в актерском плане. Особая роль в спектакле отводится «восточным» рукам. С их помощью выражаются мельчайшие оттенки чувств: они передают трепет ресниц и трепет души, угрозу и любовь. - Смысл несут именно руки, каждое их движение осмысленно, - дополняет педагог-репетитор заслуженная артистка РБ и Таджикистана Галина Сабирова, - причем у всех героев они разные. Дополнительную сложность представляла и музыка Арифа Меликова, скоординировать ее с пластикой тела и рук было не просто. В то же время партии главных героев очень интересны в драматическом плане, потенциал для актерской игры – огромен. - Башкирская труппа впечатлила общей высокой культурой исполнения, - высказала свое мнение известный балетный историк и критик, профессор Академии русского балета имени Вагановой Ольга Розанова. – Все сделано так, как хотел автор. Великолепно исполнение кордебалета по образности и стилю. Что касается составов солистов: не могу отдать предпочтение ни одному. Визири Ильдара Маняпова и Олега Шайбакова хороши по-своему. Прима-балерина башкирской труппы Гульсина Мавлюкасова (Мехменэ Бану) всегда мечтала об этой роли. В техническом плане для нее не было особых трудностей: - Образ царицы очень противоречивый и этим интересен. Он сложен именно с точки зрения выражения чувств. Для другой исполнительницы царицы Беллы Оздоевой работа над ролью стала колоссальным опытом (она только второй сезон в театре). К образу юная балерина впервые обратилась еще во время учебы – выбрав монолог Мехменэ Бану на экзамен по актерскому мастерству. - Представить себя в роли зрелой женщины сложно, - говорит она, - и я пошла по другому пути – следовала за музыкой. Что оказалось не менее трудным: ее тяжесть как будто передается всему телу. Есть и другие моменты. Например, чадра, в которой приходится танцевать почти весь спектакль. В ней трудно дышать, но одновременно она помогает – меняет твою психологию, а вместе с ней определяет и пластику. Лауреат международных конкурсов Лилия Зайнигабдинова словно создана для партии Ширин: легкая, с высокими зависающими в воздухе прыжками. Она уже исполнила на сцене театра несколько главных партий: в «Щелкунчике», «Двенадцатой ночи», «Бахчисарайском фонтане». Ее героиня нежная и юная: - Как показать первую любовь, которая поглощает тебя целиком? Разве Ширин виновата, что полюбила? Она не умеет притворяться и прекрасна в своей искренности. Не похож и Ферхад Рустама Исхакова и Сергея Бикбулатова. Первый – герой, во втором больше лирического начала. И распознать нюансы под силу не только критикам и знатокам балета, но и простому зрителю. Причина – в необыкновенном диапазоне интерпретации образов.
Есть мнение «Башкирский театр заслужил свою «Легенду» по праву: он был первым, кто пригласил в середине 90-х отлученного от Большого театра хореографа к сотрудничеству. На протяжении двадцати лет Григорович перенес в Уфу шесть своих балетов, начав с «Щелкунчика» - прекрасной классической школой для артистов, а несколько лет назад - даже «Спартака». За это время труппа выросла и численно, и профессионально. Благодаря появлению собственного хореографического училища она обладает и единством экстерьера и выучки. Уфимские артисты понимают и международные тенденции - повышенное внимание к чистоте танца. Поэтому в их исполнении лучшими становятся ключевые массовые сцены - «Шествие», «Погоня» и «Страсти Мехменэ», «Видение Ферхада». И это не случайно: спектакль переносили Олег Рачковский и Ольга Васюченко, известные тщательной работой с кордебалетом. Труппе удалось представить яркий состав исполнителей главных партий, во главе которого оказался не Ферхад, а Мехменэ Бану. Для Гульсины Мавлюкасовой даже на первом спектакле, казалось, не существовало технических проблем - лишь вопросы, как точнее расставить акценты в роли, распределить силы на трехактный спектакль, показать красоту хореографии, во всем богатстве сконцентрированные в тексте Мехменэ. Но «Легенда о любви», как лучшие классические балеты, ценна своей неодномерностью - артистам она позволяет вести диалог со своими ролями всю жизнь». Из статьи Анны Галайды («Российская газета»).
Светлана ЯНОВА |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|