ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Главная дата
11 октября – День Республики. В соответствии с Указом главы Башкортостана разрабо...

Рейтинг - стабильный
Международное рейтинговое агентство Standard & Poor`s подтвердило долгосрочный креди...

Город для детей
В Уфе прошел Всероссийский форум «Мегаполис. Территория детства».
В течение дву...


День Интернета
Форум-выставка IT-проектов «Интернет – драйвер развития экономики» прошел в Уфе.

Все - на уборку
До 20 октября в столице республики продолжается месячник по благоустройству. Колл...

К 110-летию «Галии»
Столица Башкортостана готовится принять видных исламоведов, религиозных и общес...

Для детворы Инорса
В Инорсе после капитального ремонта открыт филиал детской поликлиники №4.
Тепер...


Награда из Дании
Директор Уфимского научно-исследовательского института глазных болезней Мухарр...

Форум сэсэнов
23-24 октября в Уфе пройдет Всероссийский фестиваль сказителей (сэсэнов).
В Респуб...


К сезону готовы
Популярный роман Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза», получивший в 2015 году пр...

Сюрприз от Григоровича
В конце октября на сцене Театра о
перы и балета состоится премьера одной из самы...


Не хуже, чем в Рио
Почетную грамоту приняла из рук Владимира Путина заслуженный мастер спорта Росси...

Удачный дебют
В Чикаго на аэродроме «SkydiveChicago» прошел ежегодный чемпионат мира по парашютному с...




     №10 (179)
     Октябрь 2016 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ЭТНОПОИСК"

Охотничий рай и плавильный котел


Древние металлистки
Головной убор, украшенный тысячей стеклянных бусин, с голубоватыми от времени бронзовыми накладками, с которых свисали затейливо вырезанные подвески. Нагрудные бронзовые бляхи, украшенные узором в виде концентрических кругов. Набор костяных стрел, оселок для заточки и челюсти объектов охоты - лисиц. 40-сантиметровый боевой нож, средний между ножом, шпагой и стилетом. Все эти артефакты найдены вблизи села Старокиргизово Илишевского района.


Первые захоронения были обнаружены здесь еще в 1970 году при строительстве дороги. А в нынешнее время внимание исследователей на памятник обратил учитель местной школы Ильгиз Салимгареев. В раскопках памятника приняли участие археологи из Самарского госуниверситета, а также археологи и студенты  Башгосуниверситета под руководством доцента кафедры истории Башкортостана, археологии и этнологии БГУ Альфии Султановой.
Но сначала - экскурс в историю. В VIII-III веках до нашей эры на огромной территории от Поволжья до Урала, в бассейне Камы и по нижней Белой жили ананьинские племена. (Название дано по первому открытому могильнику у села Ананьино близ Елабуги (Татарстан). Видимо, это были финно-угорские племена - предки современных удмуртов, мари, коми. Мир тогда четко подразделялся на лесную зону, где обитали земледельцы, и степную, где властвовали кочевники. Ананьинцы были земледельцами, жили в соседстве, сотрудничестве и стычках с кочевниками, им приходилось вооружаться и обороняться - их селища окружены валами и рвами. А в украшении предметов господствовал «звериный стиль», сформировавшийся под влиянием степняков-скифов. Однако в III веке до нашей эры в степи наступила засуха, и кочевники ушли - двинулись в сторону Северного Причерноморья, чтобы сотрясать тамошние цивилизации, к этому же времени относится и разгром скифов сарматами, которые отняли у них плодородные пастбища… А ананьинская общность распалась на отдельные племена, одним из которых были пьяноборцы. Они жили спокойно, не думая ежедневно об обороне, рвы забрасывались хозяйственным мусором… О смене приоритетов, можно даже сказать, идеологии говорят и изменения в орнаментах глиняных сосудов: все их элементы что-то означают, так что пока живет культура - сохраняется и орнамент. Оружие и орудия труда уже делались в основном из железа, а из бронзы появилось множество украшений. Височные подвески в виде вопросительного знака, крупные (до 30 сантиметров в длину) парные поясные застежки, похожие на эполеты, височные подвески, шейные подвески и гривны (ожерелья из единой полосы), застежки-фибулы, пронизки, перстни, браслеты - женские украшения и принадлежности костюма составляют большую часть артефактов, за что археологи прозвали пьяноборских женщин металлистками. И это мы еще ничего не сказали о бусах.
- Больше всего находят стеклянные, а стекло тогда производили в сирийских государствах, Египте. Также попадаются бусы из сердолика, халцедона, горного хрусталя, из бирюзового и фиолетового египетского фаянса, из индийских раковин каури, - сообщила старший преподаватель кафедры Рида Русланова. - Через приаральские, казахстанские, оренбургские степи, речными путями все это попадало к нам. Каждая женщина стремилась иметь хотя бы одну цветную бусину - глазчатую, полосатую. А самые крупные бусины (они могут быть размером с яблоко) встречаются в мужских погребениях: они крепились к рукояткам мечей. Одна такая - из янтаря - хранится в Национальном музее.
- Мы подобных богатых находок даже не ожидали, ведь это рядовое земледельческое поселение, - продолжает заведующий археологической лабораторией БГУ Вадим Мухаметдинов. - Недалеко от Старокиргизово исследован более крупный памятник в селе Кипчаково с селищем и кладбищем. Возможно, это был административный центр. Там найдены сарматские мечи, даже меч китайского типа - скорее всего, тоже сарматский, сделанный по образцу. Ну а здесь мы обнаружили уникальную могилу мальчика-охотника. Это ему принадлежали набор костяных стрел, оселок-точило и челюсти лисиц.
Погребения располагались совсем не глубоко - вероятно, сверху возвышались не сохранившиеся надмогильные сооружения. Некоторые из них, в основном мужские, выглядели потревоженными: предполагается, что у пьяноборцев (как и у других племен на той же ступени развития) существовало поверье, что покойники, особенно выдающиеся, способны «наносить визиты» живым, и чтобы избежать этого, проводился обряд обезвреживания останков. Кипчаковские находки также свидетельствуют, что они были охотниками за головами: встречаются захоронения, где голова отделена от тела.
Да, эти племена не оставили после себя пирамид. Но зато они избежали и столь иерархического общества, как в Древнем Египте - возможно, у них было больше равенства.
А что же случилось с пьяноборцами дальше, имеют ли они отношение к сегодняшним жителям республики? Альфия Султанова считает, что они, в свою очередь, эволюционировали в бахмутинцев. А следы этой культуры хранит и городище Уфа-II, они считаются одними из предков современных башкир.
- Бахмутинцы жили по среднему течению Белой и дальше вниз в сторону Камы, в III-VIII веках нашей эры, - рассказывает она. - Они образовались в результате слияния пьяноборского и кара-абызского населения, жившего на территории центрального Башкортостана. В Краснокамском районе есть интересный памятник, где прослеживается эта эволюция: пьяноборцы (или уже бахмутинцы?) похоронены в кургане. А лесное население курганов никогда не сооружало: земледельцам дорог каждый клочок земли. Курганы - изобретение кочевников, для них полукруглые насыпи символизировали небосвод. Словом, виден синтез погребальных традиций.
Суть всех этих превращений в том, что местные лесные земледельцы объединились со степняками. Ведь не все кочевники ушли на юг и запад. Столетиями степь «выплевывала» сюда побежденных или несогласных с основной политикой племени. Они вступали в контакты с местными и образовывали новые этносы, которые опять смешивались с пришлыми, и так во все историческое время. Таким образом в течение многих веков и сформировался башкирский народ. В нем насчитывают шесть различных расовых типов, что говорит о сложности процессов этногенеза на Южном Урале. Редко какой народ может похвастать таким антропологическим и культурным разнообразием.
Ну а наши дальнейшие полевые планы связаны с сотрудничеством с венграми. Они уже не раз приезжали сюда, мы вместе участвовали в раскопках кургана в Учалинском районе, но, к сожалению, он был уже разграблен «черными копателями». Известно даже, что он дал очень красивый материал, ведь все эти вещи потом всплывают.  
Дело в том, что венгры (мадьяры) тоже относятся к финно-угорским народам, и существует гипотеза, что их предки обитали здесь, а потом переселились в Подунавье - в регион с похожими природными условиями. Возможно, совместные раскопки курганов IX-XII веков могли бы пролить свет на нашу общую историю.
Опасное соседство
«Хищник вытянул вперед когтистые лапы, потянулся своим гибким телом и угрожающе зарычал. Он был высок ростом, значительно крупнее тех пятнистых леопардов, с которыми молодому уламру приходилось встречаться по ту сторону гор. Он пытался понять, что за странные двуногие существа скрываются под защитой огня».
Возможно, нечто подобное сцене из романа Ж. Рони происходило и у нас, ведь в одной из пещер Мелеузовского района найдено множество костей льва. В таком количестве они не встречались нигде в мире. Об открытии рассказывает старший научный сотрудник отдела археологических исследований Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН Вячеслав Котов:
- Поиски в пещерах сотрудники нашего института ведут уже давно. Благодаря особому микроклимату там лучше сохраняются культурные отложения и кости животных, их можно сопоставить с данными геологии и довольно точно датировать. Экспедиция в пещеру Иманай была совместной с Институтом экологии растений и животных Екатеринбурга, ее руководитель - палеонтолог Дмитрий Гимранов. В дальнем зале на расстоянии 70 метров от входа мы обнаружили множество костей, и когда специалисты их осмотрели, был сделан вывод, что они принадлежали малому пещерному льву и малому пещерному медведю. Кости принадлежали примерно десяти особям. А затем были обнаружены и орудия человека:  наконечники дротиков, скребки для обработки шкур, ножи, резчики для обработки дерева и кости, изделия из кости. Постепенно стало ясно, что человек тоже посещал это место много тысячелетий.
Пещерный лев появился около 300 000 лет назад, был распространен по всей северной Евразии. Вымер же он 12 000 лет назад. Примерно тогда же жил и пещерный медведь, который (судя по плоским зубам) ел в основном растительную пищу. Вообще их так называют из-за мест находок, хотя жили они, конечно, не только в пещерах. Например, на Нугуше мы исследовали стоянку эпохи верхнего палеолита древностью 18 000 лет. Там нашли львиную лапу, а также челюсть. Но хищник из пещеры Иманай был другим - почти в два раза больше.
Кости льва и медведя не были раздроблены, не имели следов обработки. Животные устраивали здесь логово, медведи рожали детенышей. А вот когда мы прокапывали вход (сначала он был практически закрыт), то в земле, разрытой барсуками, нашли и раздробленные кости мамонта и носорога: очевидно, человеческая стоянка была рядом со входом. Стало ясно, что мы имеем дело с очень интересным, многослойным памятником, который хранит информацию об эволюции человека и животных примерно от 100 000 до 50 000 лет назад.
По мере того, как мы углублялись, было видно, что животный мир и сам климат менялся. Исчез пещерный лев, а затем и малый пещерный медведь, стали попадаться кости теплолюбивых степных животных: сурка, красного волка и бурого медведя. Обнаружился слой сталактитов, покрытых глиной. А они начинают расти в период потепления и увлажнения. Стало ясно, что мы вышли на древние слои, когда климат был такой же теплый, как сейчас: примерно 125-70 тысяч лет назад наступил период очередного потепления, а затем - последнее оледенение.
На глубине примерно в метр мы нашли череп малого пещерного медведя, пронзенный копьем человека. Такого еще не было! Его кости со следами воздействия человека - большая редкость. Предположительно эта охотничья драма произошла 80-60 000 лет назад. Удар был нанесен сзади - судя по всему, охотник напал на медведя во время спячки, и ему удалось его убить. По форме отверстия можно реконструировать форму наконечника копья - массивного, трехгранного. А главное, мы нашли такие наконечники: два рядом и еще несколько на разных уровнях. В нижних горизонтах были найдены изделия, похожие на древнее рубило - переходную форму к ним. Возможно, так мы сможем проследить этапы существования этой людской общины.
Сегодня часть коллекции костей хранится у нас в Башгоспедуниверситете, остальное - в Екатеринбурге. Важной задачей наших исследований является получение абсолютного возраста. Обычно археологи используют радиоуглеродный метод анализа органических остатков. Но он «работает» примерно на 50 000 лет назад, поэтому сталактиты вместе с костями, скрепленными кальцитовыми отложениями, мы отдали на уран-ториевый анализ. Этими находками заинтересовался ученый из Австрии: он изучает изменения климата.
Пока что пещера таит множество загадок. Например, почему люди предпочитали зал в глубине, хотя туда ведет неровный и не слишком широкий ход? Жить в первом зале было бы гораздо удобнее. Может быть, они проводили там какие-то ритуалы? Насколько распространена была охота на пещерного медведя? Жизнь древнего человека и без того была очень опасной: только представьте охоту на медведя, бизона или носорога с копьем, с близкого расстояния, ведь лук и стрелы появились гораздо позже… Не случайно большинство костей наших предков каменного века носит следы ранений, а жил он в среднем всего около 20 лет. Почему найдено так много скелетов львов? Хищники (в том числе человек) предпочитают селиться там, где больше концентрация животных и где много естественных убежищ и корма, недалеко от воды. Особенностью Южного Урала является то, что горные и равнинные, северные и южные животные жили в одном месте. Словом, это был край - мечта охотника. А пещера Иманай расположена в полосе предгорий - месте, наиболее удобном для древних охотников: здесь они могли высматривать добычу, а также устраивать в узких долинах облавную охоту на крупных травоядных.
Пока исследования только начались, но уже получены первые результаты, которые говорят об уникальности этого памятника в мировом масштабе.

P.S. Складывается впечатление, что экспедиции, исследующие исторические памятники Башкортостана, часто возглавляют археологи из других регионов. Возможно, причина - в недостатке финансирования? Ведь наши археологи - люди, увлеченные своим делом. Почему же так получается?

Благодарим за помощь в подготовке фотоматериалов хранителя фондов археологии Национального музея РБ Светлану Воробьеву.

Екатерина КЛИМОВИЧ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости