ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

На «передовой»
На торжественном мероприятии, приуроченном ко Дню местного самоуправления, глава...

Москва отметила
Две уфимские муниципальные практики отмечены Советом Федерации РФ в числе лучших...

Стань достоянием
Завершился прием заявок на соискание Общественной городской премии «Достояние с...

«Зебры» обновляются
Городские дорожные службы начали наносить разметку на улицах.
 «Зебры» и раз...


Лошадь, лев и «Планета»
Новые скульптуры и арт-объекты появились в Уфе.
Столичные улицы становятся не т...


Переходим на газ
В апреле муниципальным предприятиям по благоустройству дважды вручались ключи о...

Подмигнул зеленым
Прихорашиваются не только скверы и дворы, но и светофоры, а также уличные фонари. Р...

Припарковаться у «Нефтяника»
Проблема нехватки парковочных мест продолжает беспокоить автовладельцев. Свой в...

Вид с балкона
Стартовал уже ставший традиционным конкурс на лучший балкон и дворовую цветочную...

Чемпион по бизнесу
Выпускник экономического факультета (ныне Институт экономики, финансов и бизнеса...

За душевное здоровье
С 18 по 20 мая в Уфе впервые пройдет Национальный конгресс по социальной психиатрии ...

Маска, я тебя знаю!
Главная Национальная театральная премия страны «Золотая маска» досталась художн...

Скрипка мастера – в подарок
Стали известны имена участников Международного конкурса скрипачей Владимира Спи...

«Серебро» за силу
Наша землячка Диана Ахметова стала серебряным призером  чемпионата Европы по т...

Смельчаки весеннего ралли
Из-за паводка фестиваль водных видов спорта «Весеннее ралли», который должен был ...

Ретрокалейдоскоп
150. В мае 1866 г. заложен Софьин сад. Сегодня в память о супруге губернатора Софии Але...




     №5 (174)
     Май 2016 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "СВЕЖО ПРЕДАНИЕ"

Уфимские помещики Харитоновы


В 1875 году Кауфман завоевал Кокандское ханство, из которого была образована Ферганская область. Среди многих наград и подарков, полученных Кауфманом за присоединение Средней Азии к России, значилась и земля на границе Уфимского и Стерлитамакского уездов. В уездном списке 1915 года отмечено, что деревня Ульяновка располагалась в 18 верстах от волостного центра села Вознесенского (ныне село Булгаково) и насчитывала 43 двора. Возникла она в 1877 году в результате пожалования туркестанскому генерал-губернатору Константину Петровичу фон Кауфману. Через 10 лет в 1887 году имение перешло по наследству его дочери  Елене. Как свидетельствуют документальные источники, обустройство барской усадьбы начинается только после вступления в права наследования Елены Константиновны, т.е. уже после 1887 года. Тем не менее название «Еленовка» деревня получила от самого генерала. К этому времени Елена Константиновна уже 10 лет состояла в браке с Петром Алексеевичем Харитоновым. За 10-15 лет, прошедших с момента закладки усадьбы в Еленовке, владение супругов Харитоновых превратилось в процветающее хозяйство. В состав имения входило тринадцать населенных пунктов, центром которых была барская усадьба в Еленовке. Однако в 1912 году, заполняя переписной бланк, Елена Константиновна подала прошение о переименовании усадьбы в Константиновку. Здесь же прилагалась просьба ввести имение Харитоновых в состав Уфимского уезда. Данные Всероссийской сельскохозяйственной переписи 1916 года говорят о высокой рентабельности хозяйства, причем основной доход приносили сельхозпредприятия и конный завод. Трудились здесь 158 наемных рабочих. Проводилась тщательная селекционная работа по поддержанию чистоты породы скота. Упор делался на разведение арденских лошадей, швицких коров, йоркширских свиней. В 1916 году в хозяйстве Харитоновых имелся даже 25-сильный трактор, единственный на всю Уфимскую губернию. Кроме того, в графе «сельскохозяйственная техника» числились 14 сеялок, две жнейки и паровая молотилка. Продукция реализовалась в Уфе, куда отправляли сливочное масло, два сорта сыра, молоко и сметану.
Следует отметить, что Елена Константиновна Харитонова была последней владелицей уфимской усадьбы, некогда принадлежавшей семье Аксаковых. До нее домом владел Александр Степанович Листовский, статский советник и губернский предводитель дворянства, купивший имение в 1860-е годы. В 1904 году она приобрела дом Аксаковых у наследников Александра Степановича, который умер в 1899 году.  
Дела службы принуждали Петра Алексеевича находиться в столице, в то время как супруга и дети вплоть до начала учебы в гимназии проживали в уфимском имении. В своих воспоминаниях товарищ министра внутренних дел Владимир Иосифович Гурко так характеризовал Петра Алексеевича: «Не менее честолюбивый, чем Философов, но пробивавший себе дорогу упорным трудом, он решительно стоял на точке зрения начальства, не стесняясь резко ее изменять при сменявшихся настроениях верхов либо переменившихся обстоятельствах… Помню, как однажды разговор перешел на общую тему местного самоуправления и коснулся земских учреждений. Большинство беседовавших высказалось, разумеется, за земские учреждения, за большую их самостоятельность и за освобождение их от административной опеки. Харитонов возражал и наконец заявил, что не видит разницы между учреждениями правительственными и земскими: те и другие ведают государственными делами, а потому должны быть в одинаковом подчинении у агентов власти. Очевидно, озадаченный такой постановкой вопроса, один из возражавших запальчиво возразил: «А ведь разницу-то легко определить. Сводится она к тому, что когда здесь, в правительственном учреждении, вы что-либо мне заявляете, я должен вам сказать — слушаюсь, ваше превосходительство; состоя же с вами в земстве, я бы вам сказал: изволите завираться, Петр Алексеевич». На этом спор, среди водворившегося слегка неловкого молчания, как-то сразу прекратился. Но вот наступил бурный 1905 год, и Харитонов внезапно превратился в решительного сторонника парламентарного строя, покоящегося на наиболее демократической системе выборов народных представителей. Когда же в 1906 г. собралась Первая Государственная дума, то Харитонов громил своего былого оппонента по вопросу о земских учреждениях за то, что он высказывался против внесенного 33 членами Государственной думы проекта о принудительном отчуждении частновладельческих земель. Собственно в Государственной канцелярии Харитонов проявил незаурядную трудоспособность, в особенности при проведении в Государственном совете нового уголовного уложения. Состоя впоследствии государственным контролером, он не выказал необходимого мужества для обнаружения тех крупных злоупотреблений, которые неизбежно по временам обнаруживались по некоторым ведомствам. При нем, как и при его предшественниках, контроль работал очень тщательно, но следствием его работы были только начеты за неправильно израсходованные рубли и копейки, а растраченные миллионы по-прежнему как-то ускользали из поля зрения. В крайнем случае о них говорилось лишь в не подлежавших опубликованию, совершенно секретных ежегодных всеподданнейших отчетах государственного контролера».
Известный историк Олег Витальевич Будницкий установил, что именно уфимский землевладелец является автором первой российской конституции. Он, в частности, отмечает: «Мы же, на самом деле, знаем автора первой российской конституции, основного автора, хотя имя его практически не упоминается даже на страницах учебников – это чиновник высокого ранга. Тогда он был товарищ, т.е. заместитель государственного секретаря. Это Петр Алексеевич Харитонов. Он автор одного из проектов основных законов. Проектов было три. Проект Харитонова был такой, наиболее из них реальный, средний, скажем так, между крайне консервативным и крайне либеральным. И из тех основных законов осталось примерно 70 процентов его текста. Харитонов был лично знаком императору, что было весьма существенно. Императору нравился его стиль, как он писал, как он мыслил, как он работал – это тоже было немаловажно. Харитонов пользовался конституциями, уже существующими за рубежом, он их изучал и читал. Понятно, что чиновники тогда владели несколькими иностранными языками без всяких проблем. Он изучал конституцию, подготовленную «Союзом освобождения», проекты кадетов и т.д. Т.е. широкий спектр и европейских документов такого рода, и того, что заготовила российская либеральная общественность, ибо никто другой ничего такого не готовил. И проект Харитонова был достаточно либерален и в то же время достаточно умерен. Но этот проект существенно ухудшил в сторону консерватизма Сергей Юльевич Витте, которого обычно считают реформатором, но Витте был реформатор в одном, а прагматик в другом, карьерист в третьем. И он, видимо, прежде всего, в угоду патрону, т.е. императору Николаю II выбросил ряд либеральных статей из либеральных законов, была усилена власть монарха, точнее, не в той степени ослаблена, как предполагалось, власть монарха по основным законам. И вот, в итоге родился тот документ, который был опубликован 23 апреля 1906 года».
В 1915 году Петр Алексеевич временно руководил Министерством финансов. Во время Первой мировой войны отстаивал необходимость совместной работы правительства с Государственной думой и земскими организациями. Выступал против смещения великого князя Николая Николаевича с поста Верховного главнокомандующего. За службу Харитонов награжден высшими российскими орденами до ордена Св. Александра Невского включительно. П.А. Харитонов умер в 1916 году.
Сын Петра Алексеевича – Константин Петрович Харитонов родился в 1881 году. В автобиографии он называл себя потомственным дворянином Уфимской губернии. В 1916 году ему принадлежало 2300 десятин земли. В 1893 году поступил в 3-ю Санкт-Петербургскую гимназию, а в 1906-м - на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, после окончания которого был зачислен кандидатом на судебные должности при Уфимском окружном суде. Вскоре, выдержав испытание на старшего кандидата, был назначен исполняющим обязанности товарища прокурора по городу Уфе. Будучи на службе в Уфе, принимал деятельное участие в трудах комитета, образованного в 1907 году Вольно-экономическим обществом, по оказанию помощи населению, пострадавшему от неурожая. Осенью 1908 был командирован в Москву в распоряжение сенатора Гарина, ревизовавшего по Высочайшему повелению московские правительственные установления.  Избирался гласным Уфимского уездного и губернского земских собраний, почетным мировым судьей. 29 августа 1909 года на дополнительных выборах в Государственную думу от общего состава выборщиков губернского избирательного собрания избран на место белорецкого рабочего-большевика В.Е. Косоротова, который был исключен за антиправительственное выступление перед рабочими Юрюзанского завода. В Думе К.П. Харитонов вошел во фракцию прогрессистов. Состоял членом комиссий: по запросам, об охоте и по направлению законодательных предположений. В 1911 году избран также председателем Уфимской уездной земской управы, в этой должности пробыл год. По окончании срока полномочий III Государственной думы вернулся к земской деятельности в Уфимской губернии. В 1915 году Константин Петрович был избран предводителем дворянства Уфимского и Златоустовского уездов. Именно он поднял вопрос о создании собственной типографии Уфимского земства, однако нехватка средств в условиях войны помешала этому начинанию.     
В Гражданскую войну участвовал в Белом движении в Сибири. С 30 сентября 1918 года состоял членом юридического совещания при Временном Всероссийском правительстве. С 12 января 1919 года был юрисконсультом, а с 28 февраля — старшим юрисконсультом управления делами Российского правительства адмирала Колчака. 13 июня 1919-го был назначен товарищем главноуправляющего делами Верховного правителя и Совета министров, несколько раз исполнял обязанности главноуправляющего. Кроме того, состоял членом восточного отдела Главного комитета Всероссийского земского союза.
После поражения Колчака Константин Петрович эмигрировал в Китай. С 1920 года жил в Харбине, где получил место директора правления Пригородного банка. Некоторое время служил в правлении КВЖД. Под его началом в Харбине служил известный музыкант и правнук С.Т. Аксакова – Сергей Сергеевич Аксаков. В 1921 году Константин Петрович возглавил там же Уфимское землячество, существовавшее до 1945 года. Земляческие объединения возникли здесь еще до Февральской революции 1917 года. В Российское земляческое единение (РЗЕ) входили семь крупных землячеств, среди которых уфимское было одним из самым многолюдных. Работа землячеств заключалась прежде всего в широкой поддержке и помощи неимущим землякам и устройстве вечеров, «чашек чая», ёлок, благотворительных балов, докладов, лекций по различным вопросам. При землячествах работали и Дамские кружки. Умер Константин Петрович в 1942 году.

Булат Азнабаев








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости