|
РУБРИКА "БУДНИ МЭРА"Научить совершать открытия
В школу пришли не только компьютерные технологии. Конкурс «Учитель года столицы Башкортостана-2016» и «Учитель года башкирского языка и литературы» показал, что в системе образования все больше молодых и креативных педагогов, и со временем именно они будут определять ее лицо.
Учитель истории и обществознания школы № 159, аспирант кафедры педагогики БГПУ имени Акмуллы Сергей Переверзев запомнился своим ярким неординарным выступлением перед педагогическим сообществом пять лет назад. Тогда он только переступил порог учебного заведения и подавал надежды. Сегодняшнее участие в конкурсе показало: оправдал их с лихвой. Свои научные разработки по мультимедиатехнологиям молодой педагог успешно использует на практике. - Конкурс – возможность продемонстрировать новый подход к преподаванию истории, в нем объединились традиционная методика и инновации, - говорит Сергей Сергеевич. – Грамотный отбор материала сочетаю с визуализацией текста. Такие программы, как, например, Тривенти, позволяют превратить мобильный телефон в пульт для голосования. И результат достигается без использования дорогостоящего электронного оборудования. Ученик управляет процессом, самостоятельно ищет ответ. Использую и соцсети, и онлайн-конструкторы для создания презентаций. И моя победа на районном этапе показала, что такой подход интересен и востребован. Переверзев уверен, что современная педагогика расширила поле деятельности. Учитель направляет учеников и во внеурочное время, благодаря тем же интернет-технологиям: - Наша задача – не играть роль радио и читать монолог, а помогать ученикам на каждом занятии совершать открытия. Тогда образовательный процесс для каждого из них превратится в увлекательное приключение. Незамыленный, свежий взгляд на образовательную систему позволяет ему видеть и те проблемы, которые не дают школе двигаться впереди своих воспитанников. По мнению Сергея, условно поделившего педагогов на консерваторов, либералов и революционеров, последние пока в меньшинстве. Но они не разрушители, а, скорее, люди, идущие в ногу со стремительным веком. Учитель биологии и химии школы №118 Юлия Лобова никогда не упускает возможности использовать на своих уроках примеры из повседневной жизни. Найти свежую информацию о том, чем сегодня живет наука и какие открытия совершаются на наших глазах. Это позволяет не только связать предмет с окружающей действительностью, но и возбудить интерес к казалось бы скучной теме. - Единая картина мира формируется, когда ученик видит связь между предметами и явлениями, - уверена Юлия Геннадьевна. - В этом процессе большую роль играют интегрированные уроки. Когда изучается система кровообращения, то нельзя обойти вопросы, связанные с параметрами давления, диффузии. Состав воздуха невозможно понять без графиков и диаграмм, что напрямую отсылает нас к знанию математических формул. Ученики Лобовой - участники проекта «Химия с раннего возраста». Уже в 7 классе они решают практические задачи, которые не только интересны, но и помогают сформировать базовые знания. Например, один из уроков был посвящен питанию. Ребята исследовали молоко, сметану, сахар, чипсы и другие продукты, анализировали их состав, делали вывод об их пользе для организма. А заодно познакомились с различными понятиями предмета, с химическим оборудованием. И когда химия станет обязательным предметом, им гораздо легче будет войти в курс дела. Среди воспитанников Лобовой – призеры олимпиад различного уровня, немало тех, кто поступил в самые престижные вузы. Но портрет педагога был бы не полным, если не сказать об увлечении музыкой. В свое время Юлия окончила музыкальную школу и не рассталась с ней: нередко берет скрипку и выплескивает накопившиеся эмоции в те или иные произведения классики и современных композиторов. Преподавателя информатики гимназии №115 Олега Петова в педагогику привел случай. После окончания факультета прикладной математики БашГУ встретил на улице бывшую учительницу, которая предложила ему попробовать себя в школе. - Поначалу было сложно: волновался, даже немного побаивался своих учеников, - говорит Олег Владимирович, - к тому же не хватало методических знаний. Все пришло с опытом. Информатика, пожалуй, единственный предмет в школе, напрямую связанный с компьютерными технологиями. Неудивительно, что Петов практикует такую форму обучения, как веб-квесты. Игра мотивирует получение информации через интернет-ресурсы. Пошаговое выполнение задания на выбранную тему - так создается сайт. В зависимости от возраста ученика, он может быть наполнен разным содержанием: от текстов о природе родного края до сложных - по истории и праву. Создается двойной эффект: в процессе создания веб-странички ученик получает новые знания. Кейс-технологии – еще один путь к выработке навыков анализа и формирования критического мышления. Ученику предлагается проблема и несколько вариантов ее решения. нужно выбрать одно, приемлемое. Например, найти причину сбоя в программе. Олег Владимирович уверен, что надо быть на одной волне с учениками, а также в курсе всего, что интересует молодое поколение. - У детей быстро складываются определенные стереотипы в отношении учителей, - считает он. – Но мы такие же люди, и ничто человеческое нам не чуждо. Поверьте, тягать штангу в спортзале под бдительным оком твоих воспитанников – большая ответственность. Учитель русского языка и литературы лицея №46 Дмитрий Исламов убежден, что любовь к Родине начинается с уважения к родному языку. Вот уже пять лет молодой педагог воспитывает на своих уроках патриотов. Несмотря на небольшой педагогический стаж - пять лет, у него уже сформировались четкие педагогические принципы: на уроке оценивать знания, а не личность, вне занятий – человеческие качества. - Мне кажется, профессиональные конкурсы полезны в первую очередь молодым, - считает Исламов. – Уже после районных испытаний я взял на заметку некоторые наработки старших коллег. Например, стал уделять больше внимания групповой работе, использованию информационных технологий. Посмотреть видеофрагмент фильма, снятого по известному произведению, а потом сравнить режиссерскую трактовку с замыслом писателя – по его мнению, одна из эффективных форм работы, учитывая то, что сегодня дети мало читают. - В процессе анализа они могут высказать свою точку зрения, и тут важную роль играет психологический момент: критическое мышление помогает самоутвердиться. А потом возникает интерес и к книге, - уверен Дмитрий. – Надо дать ребенку выговориться, не перебивать его, пытаясь направить по нужному пути. - Мы поддерживаем начинания молодого педагога, видим, что глаза горят не только у него, но и у его учеников, - говорит директор лицея Галина Еременко. – На его уроках детям интересно, а его актерские способности помогают преподнести произведение в лицах. (Дмитрий Фаритович учился в Академии искусств). Вне школы Исламов ведет работу вожатого, где он на равных со своими воспитанниками. Со многими из тех, кто уже ушел из-под его крыла, поддерживает отношения. Вот и в создании сайта, необходимого для конкурса, принял участие его бывший «пионер». Учителю физической культуры Аксаковской гимназии №11 Евгении Диметковой только 25. За два года она сумела завоевать сердца учеников и уважение коллег. Когда твой преподаватель легко делает стойку на руках, то интерес к его предмету повышается многократно. Евгения – мастер спорта по спортивной гимнастике и аэробике. Спортом занимается с четырех лет. В свое время примером для нее стала тренер Наталья Александровна Омельченко. После окончания карьеры девушка решила стать педагогом, окончила в 2012 году Педагогический университет имени М. Акмуллы. - Уроки физкультуры должны быть доступны ученику с самыми средними физическими возможностями, - считает Евгения Олеговна. – Надо, чтобы дети бежали на занятия, а не в поликлинику за справкой об освобождении. Если в младших классах основным стимулом служит оценка, то в старших лучшая мотивация – стройная фигура. Занимаюсь с девочками аэробной гимнастикой или, проще говоря, фитнесом. Любые физические упражнения не только помогают избавиться от лишних килограммов, но и формируют характер. В начальной школе, по ее мнению, всем известные физкультминутки должны соответствовать духу времени. Используя элементы аэробики, можно сохранить осанку. Несмотря на молодость, Евгении доверили руководство в 6 классе. Родители сначала отнеслись к этому достаточно настороженно, но после первого же собрания свое мнение изменили: педагог сумела убедить в серьезности подхода к работе. У нее есть и личный педагогический опыт – в семье подрастает трехлетняя дочка. - Возраст играет мне на руку, - уверена Диметкова, – легче понимать детей. Но были и курьезные случаи, как-то одна из девочек скинула мне сообщение: разошли другому. - С детства любила смотреть, как мама по вечерам готовится к занятиям, сидит за кипой тетрадей, - рассказывает участница конкурса «Учитель башкирского языка и литературы-2016» в номинации «Педагогическая надежда» из школы №18 Гульфия Насыпова. Она родилась и выросла в селе Максютово Кугарчинского района. В родной школе часто проводились Дни самоуправления. Во многом благодаря им смогла почувствовать себя в роли учителя. С не по-детски серьезной обстоятельностью готовила и проводила уроки, мероприятия. Учеба давалась Гульфие легко: она не раз становилась призером различных олимпиад и представляла в Уфе свой район. Окончив школу с серебряной медалью, успешно поступила в БашГУ на факультет башкирской филологии и журналистики. По-настоящему почувствовать профессию удалось во время практики. - В 18-й меня встретили как родного человека, помогали, советовали, направляли, - говорит молодая учительница. Самым запоминающимся за два года стал урок в начальной школе. У вчерашней студентки именно тогда поменялись представления о детях. Ученикам четвертого класса Гульфия Маратовна дала задание рассказать о лошади - одном из национальных символов. - Не ожидала, что девятилетние ребятишки могут мыслить почти как взрослые, - делится она. – Они принесли объемные презентации, где не только представили «героя» исследования, но и продемонстрировали фотографии с лошадьми. Современные дети продвинуты в гаджетах, разбираются в них быстрее учителя. Но все-таки они остаются детьми, считает Гульфия, поэтому использует на уроках такие формы работы, как дидактические игры и занимательные упражнения. И это направление дает свои результаты, сказывается не только на оценках, но и на мотивации. Бывает, дети, услышав звонок, не могут оторваться от занятий. Порой ученики из русских семей пишут диктанты и сочинения на башкирском языке на пятерки, давая фору тем, у кого он - родной. - Понятно, что не во всех семьях на нем говорят, но есть методы изучить язык вне школы, - сетует преподаватель. – Можно читать книги, смотреть цикл передач «Я учу башкирский язык». Но самым главным в своей профессии она считает отношение к детям. Любовь становится той меткой, которая и отличает педагога, выбравшего профессию по призванию.
Первый конкурс профессионального мастерства «Учитель года столицы Башкортостана» прошел в 1997 году. Тогда первой стала преподаватель немецкого языка гимназии №86 Светлана Соколова. За 19 лет в конкурсе приняли участие более двух тысяч человек, лауреатами стали свыше 300. Столичные учителя 15 раз побеждали в республиканских состязаниях. В 2015 году учитель математики лицея №58 Римма Ронжина вошла в число 15 лучших педагогов России. В этом году в конкурсе приняли участие 66 педагогов по 13 предметам. Среди них - 17 молодых и 22 – участники конкурса «Учитель года башкирского языка и литературы столицы Башкортостана».
Светлана ЯНОВА |
|
|