РУБРИКА "ПЕРСОНА"Парить над городом
Руслан Абулханов при почти фанатичной преданности любимой балетной профессии имеет целый набор «дополнительных» увлечений. Кажется, откуда время берется, да и энергия, после бесконечных тренингов, репетиций, спектаклей, чтобы завзятым байкером пулей мчаться на мотоцикле или путешествовать на машине по дорогам Башкортостана, а то и в другие города.
Зимой съездить в Абзаково или Миньяр, чтобы скатиться на горных лыжах. Когда временная пауза короткая, то можно успеть на лыжню в Олимпик-парк. Спортивное хобби – не единственное у солиста Башкирского государственного театра оперы и балета. Его интересуют достижения коллег. Восхищается танцами Рустема Мулюкова и Тимура Абсатарова, когда бывает на концертах знаменитого гаскаровского ансамбля, посещает премьеры Русской драмы, Башкирского академического, театра «Нур». Возможно, многое успевает, пока не женат, хотя в свои 26 лет уже задумывается, что пора нести ответственность за семью, за детей. Шутит, что такие мысли посещали с ранних лет, дескать, из-за них и в балет попал. Одноклассник уговорил восьмилетнего Руслана ходить с ним вместе на танцы: «Там девочек много, с ними весело». Родители не возражали – хочешь, пожалуйста, тем более, что танцевальная студия при детской музыкальной школе. Отец – Амир Миниахметович, музыкант, композитор, был доволен, что Руслан там занимался еще и игрой на баяне, ходил в хор, на сольфеджио. Забегая вперед, отметим, что музыка не увлекла так, как танцы. Осталось только мечтой у любителя турпоходов и сплавов научиться играть на гитаре, чтобы песенная романтика сопровождалась аккордами у ночного костра. И еще дома был культ физической культуры: папа – мастер спорта по боксу, старший брат Ильдар прикипел к восточному единоборству. Нынче, кстати, стал лучшим тренером года. Так что и младшему отставать не пристало. «А мама у нас тоже мастер. Кулинарии, - улыбается Руслан. – Заведующий производством в столовой и всегдашний повар для трех мужчин дома. Только успевай поворачиваться, больше всех занята». Педагог по танцам Дамира Семеновна посоветовала показать способного мальчика в хореографическом училище. Руслан попал к талантливым преподавателям, которые доброжелательно и требовательно посвящали в секреты балетного искусства, будь то Айрат Зиафатович Хакимов, Айгуль Рауфовна Насырова или Эмма Мухаметовна Тимергазина. В первых классах Руслан относился к занятиям по-мальчишески бездумно – просто нравилось танцевать, а перейдя на курсы, годам к 16-ти, начал осознавать, что это – профессия, к которой надо готовиться всерьез. Ведь вчерашние приятели, буквально накануне получившие диплом колледжа, уже заняты в театральных спектаклях… Руслан принадлежит к той категории артистов, которые любят избранное дело во всех его проявлениях – и когда выходишь в массовке кордебалета, и когда солируешь в ведущей партии. Как говорит о нем художественный руководитель балетной труппы театра Леонора Сафыевна Куватова, Абулханов никогда не выставляет каких-то амбициозных требований, хотя относится к той группе солистов, на которых держится репертуар, откликается на любые просьбы. Если вдуматься, то солист балета – вполне мужская профессия по затрате физических сил и по упорству, чтобы выдержать регулярные тренировки, как у спортсменов, требующие и самодисциплины, и определенного волевого напряжения. Даже летом, во время отпуска Руслан ходит в тренажерный зал. Техническая свобода артиста балета очевидна, без нее столь же невозможно, как певцу без голоса. Это тот фундамент в профессии, на который нанизываются и органичное существование на сцене, и артистизм, и глубина постижения персонажа. А партии выпадают на долю Руслана сложные и по хореографическому рисунку, и по драматизму характеров. Например, Красс в балете «Спартак». Считается, что без исполнителя заглавного героя не надо и браться за постановку этого спектакля. Но и без его антипода – Красса не получится того противостояния, на котором и построен балет Хачатуряна. И если Спартак наделен героическими чертами – мужеством и свободолюбием, то Красс не столь однозначен, меняется в зависимости от обстоятельств. Негативные образы всегда сложнее, и Руслан с большим интересом берется за воплощение именно таких действующих лиц. Как, например, раболепствующий перед начальством и с апломбом командующий подчиненными Модест Алексеевич в «Анюте» или противостоящий вчерашнему другу Бирбанто в «Корсаре». Палитра ролей Абулханова весьма разнообразна: Дионис в «Прометее», Визирь в «Семи красавицах», Петрушка в «Марионетке», и Том, и Гекльберри в «Томе Сойере». Есть и концертные номера, поставленные Ринатом Абушахмановым в современной хореографии – «Скованные» и дуэт с Софьей Гаврюшиной «На разлуке». Руслан пробует новое с азартом первооткрывателя, тем более, что педагоги-репетиторы Галина Георгиевна Сабирова или Людмила Васильевна Шапкина умеют дать направление, предоставляя при этом творческую свободу. Руслан не скрывает, что его вдохновляют аплодисменты: «Приятно, когда зрители благодарно реагируют на твой выход, когда театралы уже тебя знают. Но особенно радует, когда наш коллектив тепло принимают не только в родном городе. Мы побывали с успешными гастролями в Чикаго и Нью-Йорке, в Канаде, Мексике, Китае, Таиланде». В каждом городе Руслан делает своеобразный снимок для своей фотоколлекции: «прыжок в разножку» - мужской шпагат в воздухе он совершает на фоне самого известного здания. Старинная церковь в Кирове, пляжный пейзаж в Турции, театр во Владивостоке – пока это тридцать фотографий с парящим артистом балета, но впереди еще целая жизнь. На очереди мечта: собрать симпатичную компанию и проехать на автомобилях по Золотому кольцу. А более дальние поездки Руслан надеется совершить с родным театром, участвуя в новых постановках, которые с успехом можно будет показать как в Уфе, так и на гастролях в других городах и странах.
Алла ДОКУЧАЕВА |