|
РУБРИКА "Городская беседка" Диплом есть. Что дальше?
По результатам рейтинга, опубликованного Министерством образования РФ, 136 вузов (в их числе, например, Литинститут имени М. Горького и Московский архитектурный) признаны неэффективными. В эту категорию попали Башкирский государственный аграрный университет и Уфимский государственный университет экономики и сервиса, а также 11 филиалов. «В БГАУ и УГУЭС проводится работа по улучшению показателей, которые стали причиной такой оценки, и мы им помогаем, в частности, с выделением новых площадей. Ни о каком закрытии не может быть и речи», - заверил общественность министр образования республики Альфис Гаязов. А как относятся к мониторингу и его результатам руководство самих вузов и другие участники образовательного процесса?
Марс Фархшатов, первый проректор Башкирского государственного аграрного университета: - Межведомственная комиссия по мониторингу образовательных учреждений разделила неэффективные вузы на четыре группы: нуждающиеся в реорганизации, нуждающиеся в оптимизации, «специфические» (сюда попали в основном творческие вузы) и те, с которыми комиссия еще не определилась. Мы - во втором списке и будем принимать меры по оптимизации. Придется ликвидировать специальности, на которые принимали студентов с низкими баллами: «агрохимия», «садоводство». Что касается площадей, после присоединения института повышения квалификации этот показатель соответствует требованиям комиссии, кроме того, у нас строится учебно-плавательный комплекс, - заявил проректор. Я полностью согласен с председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко в том, что, оценивая работу вуза, нужно учитывать его историю, интересы отрасли и региона. Как можно думать о закрытии или реорганизации университета, который один снабжает кадрами целую отрасль! Тем более, что государственную аккредитацию мы получили не далее как в феврале прошлого года. И не надо забывать, что своими успехами в сельском хозяйстве республика обязана нашим выпускникам. Конечно, выявлять неэффективные вузы нужно, и со многими параметрами, по которым это делает Рособрнадзор, можно согласиться. Например, доля работников научно-преподавательского корпуса с ученой степенью оценивается при выдаче лицензии и аккредитации вуза. Хотелось бы, чтобы таким же образом оценивалась и деятельность негосударственных вузов. В дополнение к критериям, разработанным Министерством образования, мы предлагаем еще несколько. Во-первых, удельный вес в составе преподавателей молодых ученых: кандидатов наук до 30 лет, докторов до 40. Он позволяет понять, есть ли у вуза будущее. Во-вторых, количество публикаций в научных журналах и их цитирований. Как отмечает ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, научные разработки могут быть хорошим критерием только для инженеров и экономистов: тех, кто закажет такую работу юристам, историкам или агрономам, гораздо меньше. Поэтому показатель их научной активности - публикации. В-третьих, число выигранных за последние три года грантов на 100 преподавателей - чисто вузовский показатель. А критерий номер один, на наш взгляд, - трудоустройство выпускников по специальности. Сейчас по специальности устраиваются 65 процентов наших выпускников. Если 10 лет назад многие поступали в Аграрный университет только для того, чтобы получить диплом, сегодня большинство ребят идут на наши специальности сознательно, понимая, что это - их будущая профессия.
Рустам Бадамшин, проректор Уфимского государственного авиационного технического университета по научной и инновационной деятельности: - Такой мониторинг надо было провести давно. Количество научных разработок - действительно важный показатель качества предлагаемого университетом образования: тем вуз и отличается от техникума, что здесь ведется исследовательская работа, последнее слово науки становится тут же известно студентам, и они сами во всем этом участвуют. Наш университет стабильно занимает высокое место в рейтинге технических вузов страны - в основном благодаря развитию науки. А вот количество иностранных студентов для большинства вузов не так важно. В региональных институтах этот показатель может быть небольшим, что вовсе не говорит об их неэффективности на внутреннем рынке. Трудоустройство выпускников по специальности - вот что важно, и чтобы улучшить этот показатель, вузы должны отслеживать изменения на рынке труда. Мы поддерживаем связь с авиастроительными предприятиями Уфы и республики, и нужное им количество специалистов отражается на контрольных цифрах приема в УГАТУ. Кроме того, пожелания будущих работодателей учитываются при формировании учебных программ. А программы охватывают специальности достаточно широко, так что наши инженеры легко осваивают и смежные профессии. Думаю, в нашем городе всем заинтересованным лицам известно, выпускников каких вузов предпочитают работодатели. А те учебные заведения, которые у них не «котируются», надо реорганизовать. Сейчас молодые люди после школы практически все идут получать высшее образование. А учиться могут и хотят не все. Раньше процент поступивших был совсем другим, но и хороших ПТУ и техникумов было гораздо больше. Но и сейчас, чтобы реализовать себя в жизни, не обязательно сначала провести пять лет в университете: производству очень нужны станочники и другие квалифицированные рабочие, и это более быстрый путь к высокой зарплате.
Сергей Лаврентьев, ректор Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте РБ: - Поскольку рейтинговая оценка проводилась среди федеральных бюджетных образовательных учреждений, такие региональные вузы, как БАГСУ, в списке отсутствуют. В целом оценка вузов по единым критериям необходима. Однако сами эти критерии нуждаются в доработке. Необходимо, чтобы уже в 2013 году вузы разного профиля - технического, социально-гуманитарного, педагогического, управленческого - оценивались по дифференцированной шкале. Особая строка - региональные вузы. Оценка должна учитывать специфику социально-экономического развития регионов. В рамках Совета ректоров вузов России развернулась широкая дискуссия на эту тему. Предложенная система оценки по среднему баллу ЕГЭ не всегда эффективна - например, абитуриенты из сельских школ приходят с заведомо более низкими результатами, однако, потом они выравниваются. Логично, что педагогические вузы будут отставать, так как в них средний балл по ЕГЭ ниже, чем в любом экономическом институте. Эксперты сходятся во мнении, что следует оценивать не столько уровень подготовки абитуриентов, сколько уровень подготовки выпускников. Физикам, химикам, биологам нужно дорогостоящее оборудование, и потому по показателю затрат на исследования они оказываются «эффективнее» филологов, историков и менеджеров. Должны оцениваться не затраты, а результат. Объемы бюджетного финансирования в последние годы были резко увеличены для определенных категорий крупных вузов: старых и новых федеральных университетов, а также так называемых научно-исследовательских университетов. Поэтому для определения эффективности следовало бы оценивать средства, заработанные самим университетом. Подводя итоги, можно сделать вывод, что политика в области высшего образования в течение последних лет была направлена на поддержку или на создание с нуля крупных вузов. Сегодня они оказываются в заведомом выигрыше в оценке по критериям, предложенным министерством. Неудивительно, что главной панацеей против неэффективности, предлагаемой министерством, является слияние, формирование вузов-гигантов. Однако гигантомания - наследие индустриальной эпохи, а мы уже на пороге постиндустриального общества.
Рустем Ахмадинуров, директор Уфимского филиала Российского государственного социального университета: - По итогам мониторинга наш филиал признан эффективным. Что касается головного вуза – РГСУ,- то он по ряду параметров (площади, количеству иностранных студентов и доходам от научно-исследовательских разработок) попал в разряд неэффективных. Думаю, что сами эти критерии спорные: например, исследования в социальной сфере оплачиваются гораздо ниже, чем в технической. Но если РГСУ предстоит реорганизация, то в том или ином виде он все равно продолжит работу - за это я спокоен, потому что наш университет - практически единственный вуз в стране, который готовит квалифицированные кадры для работы в социальной сфере. Что же касается реорганизации региональных вузов, то такие решения, мне кажется, должен принимать регион.
Татьяна Шайдурова, директор гимназии №82: - В нашей гимназии регулярно проводится профориентационная работа. В марте-апреле девяти- и одиннадцатиклассники проходят комплексное тестирование в районном центре занятости и получают рекомендации, в каких сферах смогут лучше реализовать себя. Есть дети, которые рано выбирают свою стезю. Но многие ребята точно не знают, кем они станут, и хотят просто получить какую-нибудь более или менее престижную специальность и трудиться в офисе. Раньше рядом с нашей гимназией было профтехучилище №40, там готовили сварщиков, фрезеровщиков - в общем, нужных на производстве рабочих. Его выпускники чаще всего находили свое место в жизни. Сейчас его нет. Куда будет поступать одиннадцатиклассник, решает в основном семья. Большинство родителей настроены только на высшее образование - «как у всех» - и готовы для этого на многое. При этом сегодня вузовским дипломом на коммерческой основе может обзавестись и тот ребенок, который на конкурсной основе этого сделать бы не смог. Поэтому и появляются новые вузы и филиалы, которые, может быть, даже соответствуют критериям Рособрнадзора в части доходов и площадей, а что касается качества образования и престижа - увы… Кстати, я сама принимаю на работу только педагогов с дипломом государственного вуза. В этом году у нас было 63 выпускника, 47 из них учатся на бюджетной основе. Медалисты поступили в вузы Москвы и Петербурга, те, кто остался в Уфе, - в Нефтяной и Авиационный университеты, трое учатся в Башгосуниверситете. А после получения диплома судьба ребят складывается по-разному. Перспективными студентами Нефтяного интересуются крупные компании, но таких - единицы. Большинство устраиваются работать не по специальности, например, менеджерами в сетевые компании: им всегда нужны свежие кадры. Только для многих это становится трагедией.
Екатерина КЛИМОВИЧ |
|
|