ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Масштабные задачи
Президент Башкортостана Рустэм Хамитов провел второе заседание республиканског...

Змея принесет удачу
21 декабря во Дворце культуры «Нефтяник» состоится Президентская елка. Увидеть ск...

В Рио за рекордами
В Уфе состоялось Паралимпийское собрание, участником которого стал Уполномоченн...

К праздничному столу

В этом году традиционные мясные ярмарки начнутся раньше. С 8 декабря, еженедельн...


Саммит «миллионщиков»
30 ноября 2012 года в столице республики прошел молодежный саммит городов-миллионни...

Дыхание праздника
24 декабря зажжет огни центральная столичная елка на площади Ленина. Зеленую краса...

«Пусть всегда будет mamma»
Под таким названием в Городском Дворце культуры прошла акция против рака груди.

Свадьба в три дюжины
12.12.12 в столице сочетаются браком 93 пары. «Красивый день» в этом году выпадает на с...

Новогоднее письмо
Впервые в Уфе открылась резиденция самого главного столичного Деда Мороза. На тре...

Таланты «Апельсина»
В Национальном молодежном театре им. М. Карима состоялся гала-концерт по итогам го...

Успешный старт в Еврокубках
Уфимский волейбольный «Урал» успешно стартовал в розыгрыше Challenge Cup, путевку в кот...

100 дней: обратный отсчёт
На площади имени Ленина отметили символичную дату в спортивной жизни Уфы - 100 дней ...

Попрощались до весны

22-й тур чемпионата Футбольной национальной лиги стал заключительным для команд...


Ретрокалейдоскоп
200. 6 декабря 1812 года Наполеон бросил свою разгромленную армию и уехал в Париж.
125. ...





     №12 (133)
     декабрь 2012 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "РЕПОРТАЖ В НОМЕР"

Жест и ничего больше


Официальная психология говорит, что 78 процентов информации о мире человек получает через зрение, 13 - с помощью органов слуха, остальное посредством обоняния, осязания, вкусовых рецепторов. Казалось бы, 13 процентов - не так много. Но когда они пропадают, человек оказывается в особой, как будто параллельной реальности, которую можно назвать миром глухих.


В Уфимской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате первого вида - переменка. Все как в обычном учебном заведении, дети бегают, педагоги готовятся к урокам.
Тренер по плаванию - педагог дополнительного образования Ирина Чупина собирает в актовом зале ребят, которые входят в сборную команду республики по плаванию.
- Юля! - Ирина Александровна пытается остановить девочку и попросить ее позвать остальных. Но как? Ведь Юля не слышит. Чтобы привлечь внимание, педагог топает ногой. Девочка сразу оборачивается и тренер жестами рассказывает ей про интервью.
- Глухие очень хорошо ощущают вибрацию, - объясняет Ирина Александровна.
Мы сидим в актовом зале. Я задаю вопросы, тренер переводит их на язык жестов, ребята отвечают. Общение через переводчика - человека, который слышит и владеет языком жестов - это единственный способ адекватной коммуникации.
Спрашиваю у ребят, как и зачем они пришли в спорт. Школьники пожимают плечами. Плавать им нравится, а на соревнования ездят с удовольствием, привозят оттуда медали и кубки. Наград столько, что они даже не умещаются на стендах в приемной директора.
Вилия занимается плаванием меньше трех лет, но уже показывает неплохие результаты. Девушка активно следит за модой, участвует в показах, проводимых в школе, и объясняет: плавание хорошо для фигуры. Мальчишки, глядя на ее ответ, похихикивают, у них своя мотивация: руки становятся сильнее, можно потом так на физкультуре подтянуться, что ахнет не только весь класс, но и учитель.
- Ребята из школы вообще очень активные, - объясняет Ирина Чупина. - Они все живут в интернате, домой уезжают на выходные, здесь у них свой распорядок, так что проводить все время в интернете они не могут. Они участвуют как в специальных мероприятиях для инвалидов, так и в общих конкурсах, по рисованию, например. В некоторых спортивных состязаниях выступают наравне со здоровыми. Например, осенью проводились районные соревнования «Кросс наций», так ученик 9 класса Эдик Зайнетдинов стал лучшим в районе среди участников своего возраста.
В будущем все ребята из сборной хотят заниматься плаванием, а лучше стать профессиональными спортсменами. Их успехи таковы, что они и вовсе могут остаться в сурдолимпийском спорте. Кстати, на паралимпиадах глухие не выступают. На таких мероприятиях соревнуются люди с поражением зрения и опорно-двигательного аппарата. После паралимпиады начинаются сурдолимпийские игры.
Воспитанники Ирины Александровны занимают призовые места на всероссийских соревнованиях среди инвалидов. Успех кажется невероятным при том, что школы высшего спортивного мастерства по плаванию для глухих в республике нет, плавание во всех протоколах фигурирует как кружок. Ребята, конечно, ответственно относятся, тренировки не пропускают. Разница между кружком и спортивной школой очевидна, когда речь заходит о деньгах. Каждый месяц ребята платят из своих пенсий по инвалидности по 1600 рублей за то, чтобы выкупить дорожки в бассейне. Неужели не обидно?
- Мне нравится заниматься, и я иду на это, - объясняет 13-летняя Юля Каличак.
Она - гордость школы. И учится хорошо, и призовые места на российских первенствах по плаванию занимает, а еще спортивным туризмом занимается. Год назад она перенесла операцию, провела в гипсе полгода, но чтобы не терять форму даже в походы ходила.
- Зато восстанавливаться было проще, - отвечает девочка. После операции она уже успела принести в республиканскую копилку «бронзу» с Всероссийской летней спартакиады в Саранске.
Я прошу Ирину Александровну спросить, какой у ребят любимый предмет в школе. Конечно, те, кто входит в сборную по плаванию, хором (а руки вскинулись действительно одновременно) назвали физкультуру. А еще?
Юля считает географию. 14-летний Герман - алгебру и русский язык. Алексей же начинает скрупулезно перечислять все предметы школьной программы. Ему недавно исполнилось 18, весной - последний звонок, так что приходится усиленно заниматься. А что дальше?
- Я хочу быть инженером, - показывает Алексей. - Мне нравится считать и вычислять. Но пока мне об этом думать рано…
За 11 лет дети проходят программу средней школы. Алексей пока думает о поступлении в колледж или профессиональное училище.
- Тогда у меня уже будет профессия, - объясняет парень. - А дальше загадывать не хочу…
Совсем не юношеский рационализм Алексея можно понять. Учиться в вузе глухому ох как непросто.
- Некоторые выпускники нашей школы получили высшее образование. Но сам процесс учебы для них намного сложнее, чем для здоровых ребят, - говорит директор школы-интерната Аниса Ахмадиева. - Инвалиды по слуху учатся в вузах в основном заочно. Как вы понимаете, лекция или семинар без сурдоперевода для них недоступны. Преподаватель дает такому студенту задания, и он с помощью методичек, учебников их выполняет, потом приносит в нужное время.
То есть речь идет о полной экстернатуре!
Между тем ребята продолжают отвечать. В списке любимых предметов ни у кого нет истории или литературы. Причина - большое количество в программе абстрактной текстовой информации. Допустим, как понять атмосферу в романе, которую создают «шум на реке», «полет шмеля», если родной язык ребят даже не русский, не башкирский, не татарский, а жестов!
- Дети с нарушением слуха в основном получают дошкольную подготовку в специальных (коррекционных) садиках, где их обучают языку жестов, - рассказывает директор. - Дети, родившиеся в семье глухих, свободно общаются с родителями на своем родном языке жестов, но все равно без специального образования они не могут приспосабливаться к миру слышащих, понимать их, а это уже приведет к проблеме с коммуникацией в будущем.
В своей практике Аниса Ханифовна сталкивалась с ситуациями, когда дети не знали языка жестов совершенно.
- Это примерно то же самое, как дети-маугли, которые не учатся говорить, такие вещи бесследно не проходят, - говорит директор. - Например, однажды к нам привезли девочку лет десяти, которая нигде до этого не обучалась. Ее мама умерла, отец крепко выпивал и на дочку особого внимания не обращал. Потом родственники забили тревогу, привезли девочку к нам, а она могла только показывать пару жестов: «кушать», «спать». Как вы понимаете, этого очень мало. Наши педагоги смогли ее обучить жестовой речи, чтению, письму, после школы она получила специальность швеи. Сейчас, насколько мне известно, у нее есть семья, работа…
Завуч школы Гульсина Зиевна объясняет: бытует мнение, что альтернатива языку жестов - чтение по губам, в школе ему учат, но практика эта утомительна, к тому же многие звуки (например, «п» и «б» «з» и «с») и даже слова на взгляд воспринимаются одинаково. Глухие дети неплохо считывают с губ, но это не заменяет язык жестов.
У Юли родители глухие. У Альберта - глухие. А Эдуард из многодетной семьи. У него трое братьев и сестер и все слышащие. Подростку, даже прекрасно говорящему и слышащему, сложно рассказать о своих чувствах, о мироощущении, поделиться с родителями чем-нибудь важным. А как ребята выходят из ситуации?
Ирина Александровна переводит вопрос.
Ребята пожимают плечами, мол, все нормально. Неужели конфликт отцов и детей проходит мимо них?
Тут уже пожимает плечами тренер.
- У таких ребят высокая степень доверия к взрослым, в том числе и к учителям, - поясняет она. Когда Алеша переписывается в ISQ и видит какое-нибудь непонятное слово, он зовет преподавателя, чтобы перевела.
- Ну а что тут такого? - удивляется тренер. - Они не делят мир на друзей и врагов, если взрослый может им помочь, они с радостью принимают это.
Спрашиваю у ребят, комфортно ли им в Уфе?
Они утвердительно кивают.
- Люди доброжелательно относятся, - объясняет Юля. - Никто нас не обижает, только, если заблудишься, дорогу никто показать не сможет…
Без посредника никак
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, как глухие вызывают слесаря, или записываются в парикмахерскую? А как они вызывают такси или звонят, если вдруг беда, в «скорую»?
Вопросы совсем не праздные.
Помочь им призвана специальная диспетчерская служба. Она работает по адресу: проспект Октября, 70/1 первый месяц. В call-центре три диспетчера. Без перерывов и выходных они принимают сигналы от тех, кому срочно требуется обратиться в какую-нибудь инстанцию по телефону.
- Заявки принимаются по факсу, электронной почте, SMS, скайпу или видеофону, - рассказывает диспетчер Кира Нугаева. Сама Кира воспитывалась в семье глухих, потом обучалась сурдопереводу на специальных курсах, так что сложностей в общении и переводе у нее не возникает. - Конечно, многие службы уже перешли на электронный документооборот, но иногда инвалидам нужно проконсультироваться. Тогда человек обращается к нам, формулирует свою просьбу, я обращаюсь параллельно в ведомство, задаю вопрос, мне отвечают, и я передаю суть беседы позвонившему.
Такой Центр уже пять лет существует в Москве, сейчас они открываются во многих городах.
- У нас нет другого пути, - полагает министр труда и социальной защиты РБ Ленара Иванова. - В республике более 5 тысяч 400 глухих, есть люди слабослышащие, есть глухие. И все они должны иметь равные права. Постепенно технологии делают среду более доступной, законодательство предусматривает защиту инвалидов, например, есть требование, что на предприятии, численностью более 100 человек, два процента рабочих мест должны занимать инвалиды. Мы следим за выполнением этих требований, но зачастую на крупных предприятиях, например, где речь идет о добыче, большинство должностей в штатном расписании связаны с тяжелой физической работой. Но все равно выходы ищут, инвалиды, например, работают в административных корпусах.
Вопрос с трудоустройством глухих, равно как и инвалидов других категорий, сложный. Работодатели в очередь не выстраиваются, но назвать всех их бесчувственными сухарями нельзя.
Зачастую устройство на работу инвалида требует создание ему определенных условий. Иногда нужно закупать специальную мебель, какие-то технические приспособления. Далеко не все работодатели на это идут…
Разрешить эту проблему можно лишь одним способом - совершенствуя технологии, делая среду доступной. Инвалид по слуху должен иметь возможность получать всю нужную ему информацию, пользоваться теми же сервисами, что и слышащий. Пока диспетчерская работает в пилотном режиме, если проект окажется эффективным и, что важно, востребованным, его финансирование из республиканского бюджета будет продолжено.
Президент Всероссийского общества глухих Валерий Рухледов считает, что центр будет пользоваться популярностью.
- Такие организации необходимы. Радует, что республиканские власти изыскали возможность помочь глухим, - говорит он. - Те, кто не слышит или не говорит, не должны замыкаться в своем кругу.
Показывая суть
Со стороны мир глухих похож на телевизор с выключенным звуком. Найди способ перевести слова, и все станет понятно и просто. Но…
Фаузия Алаева категорически не согласна. В современной системе обучения межличностная коммуникация учащихся на уроках осуществляется при помощи словесной речи (устно-дактильно). Дети пользуются русским языком на занятиях в разговорах с педагогами. Обучение неслышащих детей ведется на слухо-зрительной основе с использованием звукоусиливающей аппаратуры и наглядности. Жестовая речь используется как вспомогательное средство. В контекст жестового высказывания часто включается дактилирование: приставки, окончания слов, слова, для обозначения которых нет жестов, дактилируются. Например, монитор, телевизор, картина показываются одинаковым жестом, но носители такого языка не путаются, ведь воспринимают они не отдельное слово, а все предложение в контексте. Именно поэтому субтитры, аська или SMS никогда не станут для них приоритетными, глухие предпочитают скайп и сурдоперевод.
До совершенства язык рук доводится артистами, занимающимися жестовым пением. В этом году Уфа приняла Всероссийский фестиваль жестового пения.
…Есть во всех школах такая забава - пение под фонограмму. В жестовом пении минус тоже включается, причем, достаточно громко. Причина все в тех же вибрациях. Артисты ориентируются по ней, ритм ведет их в танце. А зрители слушают музыку. Да-да, именно слушают, но не ушами, они ее чувствуют всем телом. Поэтому, кстати, слабослышащих, а иногда даже и совсем глухих, можно встретить на концертах. Интерес представляет та музыка, где больше таких вибраций, с басами, барабанами.
В жестовом пении артист показывает руками смысл песни. Программа максимум - художественный перевод, создание атмосферы песни. Музыка самая разная. Есть те, кто предпочитает народные песни, любители поп-музыки и даже рэперы.
- Создать песню жестами непросто, - говорит Дмитрий Халматов.
На фестиваль жестовой песни он приехал из Улан-Удэ. Мы разговариваем обычно, после долгого лечения Дмитрий стал слышать, а говорить его научили еще в школе. - Подготовка композиции длится больше месяца. Тот, кто слышит, выбирает и предлагает песню, потом переводится текст, заучиваются жесты.
Дмитрий и его друзья показали на фестивале рэп. Во-первых, ребятам, понравился смысл песни, во-вторых, сам образ исполнителей хип-хопа. Разница в музыкальных пристрастиях, характерная для разных поколений слышащих есть и здесь. Зрители помоложе заулыбались, те, кто постарше, недовольно поморщились, мол, придумают же, зато расцвели, когда показали Утесова…
…Миры слышащих и глухих не замкнуты и не автономны. Глухие и слышащие вступают в браки, пересекаются на работе, в общественном транспорте, на улицах и в магазинах. Так уж получается, что глухие стараются подстроиться под слышащих, пытаются прочесть по губам, разобраться в написанных инструкциях. Язык жестов в России согласно Закону «О социальной защите инвалидов» - средство межличностного общения. Казалось бы, а что еще? Но есть прецеденты, когда язык жестов получал статус конституционного (Финляндия, Австрия, Чехия, Словакия, Испания) или национального (Великобритания, Италия, Франция, Греция, Германия, Швеция, Норвегия). В американских и канадских вузах язык жестов преподают отдельным курсом, и все больше студентов, проблем со слухом не имеющих, учат его так, для общего развития. Программисты придумали даже специальный шрифт, где каждой букве соответствует определенный дактильный жест. У нас же пока в основном инвалиды стремятся сократить расстояние между глухим и звуковым мирами. Но подвижки есть. Так, при школе-интернате первого вида открылись специальные курсы. Они не имеют официального статуса, да и дипломов сурдопереводчиков там не дают, но посетителям это и не нужно. На такие курсы ходят слышащие родители глухих детей. Они сами выступили с инициативой, ведь нет такой мамы, которая не хотела бы слышать и понимать своего ребенка.

Светлана Галеева, начальник Управления по социальной поддержке населения администрации города:
- До конца года 49 уфимских семей, воспитывающие двух и более детей-инвалидов с серьезными заболеваниями и нуждающихся в срочном улучшении жилищных условий, справят долгожданное новоселье. В федеральном законодательстве до 2005 года было прописано, что такие семьи имеют право на внеочередное получение жилья, но потом эта норма изменилась, и сейчас специальной программы или отдельной очереди для них уже не предусмотрено. Поэтому данную акцию, проводимую по инициативе городских властей, общественности и депутатов, можно назвать уникальной. Уже сегодня семьи, получившие квартиры в рамках этого проекта, признаются, что у них, наконец, появилась возможность создать необходимые условия для детей. Почему это так важно? Например, ребенок, переживший операцию, нуждается в покое, строгом соблюдении режима, а когда семья из пяти человек занимает одну крохотную комнату, о какой полноценной реабилитации может идти речь?
Всего в Уфе проживают 2889 детей-инвалидов. Начиная с 2009 года реализуется программа по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья с применением дистанционных технологий. В июле прошлого года Горсоветом Уфы принято решение о предоставлении дополнительных образовательных услуг (дефектолога, психолога, логопеда, педагога по ИЗО) детям-инвалидам в возрасте от 3 до 8 лет.
12 школ столицы попали в Федеральную программу «Доступная среда». Там будут созданы условия для учебы маломобильных школьников.
Многодетные родители дошкольников, особенно мамы, воспитывающие ребенка-инвалида, могут выбрать и форму групп семейного воспитания.
В прошедшем году впервые организованы три социальных заезда «Мать и дитя» в санатории «Салют» для 145 семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. В этом году в различных санаториях отдохнули 140 детей-инвалидов.
В рамках Международного дня инвалидов будет проведено городское мероприятие для семей с детьми-инвалидами. Не останутся без внимания и маломобильные дети, и семьи, воспитывающие двух и более детей-инвалидов, их посетят на дому социальные работники и вручат подарочные наборы.
В начале ноября стартовал благотворительный марафон «Щедрое сердце» для сбора средств семьям, воспитывающим детей-инвалидов, и учреждениям, в которых воспитываются дети-инвалиды, сироты.


Начальник Управления по земельным ресурсам администрации Уфы Салават Хусаинов:
- На начальном этапе реализации утвержденного Горсоветом порядка однократного и бесплатного предоставления земельных участков льготным категориям граждан городу пришлось столкнуться с проблемой отсутствия какого-либо количества сформированных участков, подходящих для данного вида целевого использования. Первые подходящие территории были выявлены в Октябрьском районе Уфы в поселке Нагаево, где сегодня разграничено 36 наделов (общей площадью 54 тысячи кв. метров), и в Калининском районе вблизи поселков Елкибаево, Федоровка, Самохваловка, где сформировано 1259 участков (общей площадью 163 гектара). Ведется межевание еще 514 участков около поселка Самохваловка. Площадь одного надела варьируется от 10 до 15 соток.
Уже сейчас существует дефицит участков, необходимых для обеспечения всех льготных категорий граждан (на учете стоит свыше 2800 семей). Город продолжает работу по подбору дополнительных территорий. Проведены переговоры с администрациями Уфимского и Благовещенского районов о возможности предоставления уфимцам-льготникам земельных участков в данных граничащих с городом районах.
Особое внимание уделяется вопросу строительства инженерных коммуникаций. Эта работа не может осуществляться за счет граждан. Проблема обсуждалась на уровне президента Башкортостана Рустэма Хамитова, по поручению которого в настоящий момент разрабатывается соответствующая республиканская программа.
Информацию об очередности можно получить на официальном сайте администрации Уфы: www.ufacity.info.

Рита ЛЕСНАЯ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости