ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

12 июня - главный праздник!
В июне столица республики готовится встречать праздники, ставшие традиционными: ...

Французский стиль
В рамках открывшегося 25 мая в Уфе гипермаркета французской розничной сети «Леруа ...

Культура вырастает из семьи
В Уфе прошел VIII Международный конгресс «Российская семья», учрежденный одноимен...

Вуз в Нижегородке
Уфимский филиал Российского государственного социального университета сменил «...

Водяной праздник
Впервые одномоментно в небо взметнулись мощные водяные струи, засверкали сотни м...

А ну-ка, повара!
С 6 по 8 июня в столице пройдёт городской чемпионат по кулинарии и сервису.
В конк...


Первая социальная!
По улице Рабкоров, 20 открылась первая в Уфе социальная столовая «Содействие».
Б...


К Нурееву на поклон
Наш город ждет одно из главных культурных событий года - с 8 по 16 июня в Уфе в 17-й раз...

Памяти Радика Гареева
Мемориальная доска знаменитому оперному певцу появилась в Уфе.
Радика Гареева е...


Наша мэрия - первая!..
На завершившемся в Сочи Международном турнире среди шахматных клубов парламенто...

Граффити дружбы
В Уфе прошёл конкурс рисунков граффити «Радуга дружбы», посвященный Году укрепле...

Оранжевое небо и ласковый песок
С 1 июня по 31 августа горожан ожидает пляжный сезон.
В этом году к девяти уфимским...


Ретрокалейдоскоп
340. 6 июня 1671 года на Красной площади казнён Степан Разин.
110. 4 (17) июня 1901 года импе...





     №6 (115)
     июнь 2011 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "Ко Дню Победы"

Имя города на броне


К началу войны транспортное судно «Уфа» было уже в составе Северного государственного морского пароходства и участвовало в перевозках стратегических грузов, в том числе и поставляемых в обмен на получаемые по ленд-лизу. Пускаясь в опасные рейсы по Баренцеву морю в зоне действия авиации «Люфтваффе» и постоянно дежуривших в поисках объектов нападения подводных лодок противника, транспорт «Уфа» оставался практически беззащитным. Правда, согласно плановому вооружению транспортных судов, принимавших участие в Северных конвоях, было проведено вооружение и этого судна по самому минимальному варианту: пулемёт и приписанный к экипажу один военный моряк-пулемётчик. Своё последнее плавание транспорт «Уфа» совершил 23 января 1943 года, выйдя в одиночном порядке с грузом древесины из Мурманска в Исландию. 29 января судно было атаковано немецкой подводной лодкой «U-255». Сохранился довольно детальный отчёт капитана подлодки об этой атаке, который и является наиболее полным свидетельством об обстоятельствах гибели судна, здесь же приводятся некоторые сведения о маршруте транспорта и его грузе.



Судно было атаковано в Баренцевом море к югу от острова Медвежий двумя торпедами. После всплытия атаковавшей подводной лодки её экипаж обнаружил выживших и пытался допросить их, но не смог это сделать, так как «...они говорили только на русском языке». Из донесения подводников не ясно, находились выжившие в шлюпке или в воде. Надо сказать, что попытки подводников опросить спасшихся после потопления судна по поводу названия, водоизмещения и перевозимого груза были обычной практикой, необходимой для составления отчёта о результативности атак. По всей видимости, никому из экипажа «Уфы» спастись не удалось, во всех источниках экипаж (29 человек во главе с капитаном Л.И. Патрикеевым) транспорта «Уфа» значится погибшим. Он был обречён, оказавшись в открытом море в условиях арктической зимы.
Добавим, что, вероятно, единственное, что связывало это судно с нашим городом, было его имя. И всё же, интересно было бы знать, как выглядел транспорт «Уфа» в период, когда он был тёзкой башкирской столицы. Другая, не менее достойная задача для наших краеведов: выяснить состав экипажа судна, совершавшего героические рейсы по грозящим гибелью просторам арктических морей.

Почему «Уфа»?
Во время Великой Отечественной войны в составе войск Красной Армии имелось 53 бронепоезда, помимо этого, их было немало в составе войск НКВД. Именных танков и танковых колонн во время войны насчитывалось около 250. Если мы попытаемся найти в этих списках названия бронепоездов и танков с именами городов, то увидим, что таковых практически нет. При присвоении «городских» названий бронепоездам от имен городов образовывались прилагательные с указанием на классовую или профессиональную принадлежность жителей того или иного города: «Тульский рабочий», «Горьковский милиционер».
Имена городов на броне танков преимущественно указывали на принадлежность горожан к молодёжным общественно-политическим организациям: «Челябинский пионер», «Ореховский комсомолец».
Практически лишь столичные города образовали в названиях бронепоездов прилагательные со значением «представитель города»: «Москвич», «Ленинградец». И только бронепоезда «Красноярец» и «Кировец» нарушают такую обособленность названий с именами столиц.
«Чистое» имя столицы в виде имени собственного носил бронепоезд типа БП-43 «Москва», также имя столицы имела самоходная артиллерийская установка (ИСУ-152) «Москва». У нас нет цели таким сравнением ставить в один ряд столицу страны и наш город, и всё же факт налицо: кроме «Уфы» и «Москвы», бронепоезда и танки не носят имена других городов. Можно подумать, что также бронепоезд «Киров» носил имя города, но в действительности это было имя не города, а партийного руководителя, так как этот БП был построен в депо города Омска.
Тот факт, что эти единицы боевой техники с именем нашего города были построены на средства, собранные уфимцами, всё же не вполне объясняет решение о присвоении им этого названия. Так как ожидаемым названием должны быть образованы прилагательные, например: «Уфимец», «Уфимский рабочий» или «Уфимский железнодорожник».
Какова причина такого исключительного положения? Можно ли говорить об особом месте нашего города, его имени в массовом сознании населения в период Великой Отечественной войны?
Видимо, есть основания для положительного ответа на эти вопросы.
В начале Великой Отечественной войны по решению Государственного Комитета обороны, Совета Народных Комиссаров СССР и Совета по эвакуации в крупных узловых центрах РСФСР - Ярославле, Горьком, Куйбышеве, Кирове, Уфе, Свердловске, Челябинске — были образованы эвакопункты и аппарат управлений по эвакуации.
Из числа названных городов Киров оказался в зоне оккупации
(с 04.10.1941 г. по 8.01.1944 г.). Ярославль, Куйбышев, Горький к концу 1942 года подпадали под действие вражеской авиации, а Свердловск и Челябинск располагались по сравнению с Уфой на более значительном удалении от линии фронта и находились в более «глубоком тылу».
Уфа при всей значительности вклада в дело обороны (около 50 эвакуированных предприятий и 104 тысячи беженцев и эвакуированных) в реально сопоставимых единицах оборонных ресурсов не могла сравниться с тем же Челябинском с его «Танкоградом» (ЧТЗ) или со Свердловском с его «Уралмашем». Однако такие сопоставления в годы войны могли быть очевидны лишь высшим руководителям страны, армии и промышленности.
Таким образом, положение Уфы в числе других городов - центров плановой эвакуации - было исключительным. А именно - она была тыловым городом, удалённым от бомбёжек и возможной оккупации; с другой стороны, удалённость города от линии фронта была наименьшей среди названных центров эвакуации. И потому имя «Уфа» в сознании народных масс могло восприниматься и как обозначение своеобразного опорного рубежа в деле собирания сил для оказания сопротивления агрессору, отчего это имя вполне оправданно находило себе место на бортах боевой техники.
Наши гипотезы выбора имени «Уфа» в отношении бронепоезда и танка никак не разъясняют выбор такого имени для названия транспортного судна, получившего это имя ещё в 1934 году задолго до начала войны. Итак, с чем же связано название судна?
Чем Уфа могла обратить на себя внимание руководства Морского флота в то время?

Наше предположение связано со значением открытия в 1932 году и освоением нефтяных месторождений в районе Ишимбаево. В стране остро встал вопрос о необходимости строительства железнодорожной линии «Уфа — Ишимбаево», и задачи этого строительства обсуждались на XVII съезде ВКП(б) (январь-февраль 1934 года).
Не вдаваясь в детали обсуждения на съезде этого вопроса, скажем только, что первый секретарь Башкирского обкома и Уфимского горкома ВКП(б) Яков Быкин своё выступление в прениях по отчётному докладу И.В. Сталина завершил, призвав ЦК «...повернуть центральные наркоматы в помощь Башкирии», добавляя при этом: «... пусть они поучатся работать у ЦК, пусть поучатся они у товарища Сталина».
В тех обстоятельствах этот призыв должен был восприниматься «центральными наркоматами» как прямое указание для неукоснительного исполнения. Поэтому и наркомат Морского флота мог рассматривать присвоение имени «Уфа» вновь приобретённому в Норвегии судну в качестве своего посильного вклада в неотложное дело оказания помощи удалённой от морей Башкирии.

Фарит ЛАТЫПОВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости