РУБРИКА "ЛЕГЕНДЫ УФЫ"Центр научно-технической информации
Решение о создании в республике ЦНТИ было принято в 1966 году. Директором его, утвержденным на эту должность Государственным комитетом СССР по науке и технике, назначили Николая Николаевича Цибулина. Создавать ЦНТИ специалисту по информационным технологиям пришлось буквально с нуля. Вместе с изысканием средств на строительство нового объекта встал вопрос о его местонахождении. Учитывая его важную роль в области технического прогресса и престижа республики, решили поставить здание в административном районе. Выбор пал на угол улиц Кирова и Ленина. Однако там находился детский сад, деревянные жилые дома и кассы аэрофлота. Узнав о предстоящем сносе садика, воспитатели и родители построили детей на улице в знак протеста. Разумеется, детсад перевели в другое здание. Чтобы обеспечить будущий центр теплом и коммуникациями, пришлось снести и все деревянные дома. Благодаря стараниям Цибулина расселенным жильцам было выдано 58 новых квартир. Много лет подряд довольные новоселы присылали Николаю Николаевичу открытки «С Новым годом!». Следующий вопрос при строительстве пятиэтажного здания ЦНТИ был связан с внешним видом фасада. Болеющие душой за свое детище инициаторы во главе с Цибулиным предложили сделать мозаичное панно. Решать задачу пришлось на уровне высшего руководства страны. Председателем Совета министров СССР в то время был Алексей Николаевич Косыгин. Он находился в Уфе и в полночь вместе с первыми лицами республики приехал к Цибулину. Тот же до последнего сомневался - достаточны ли будут его доводы в пользу панно и не будет ли мозаика ненужным излишеством. К счастью, панно одобрили. Смальту (разноцветное стекло) для мозаики привезли из Москвы и Киева, а мрамор и яшму - с Урала. Что же разместилось внутри здания ЦНТИ? Конечно же, конференц-зал с отличной киноаппаратурой, куда не стыдно было пригласить зарубежных гостей. Для них же в ЦНТИ имелись гостевые комнаты. Фойе первого этажа отдали под выставки (выставочных комплексов в городе тогда не было). В хранилищах на втором этаже был создан специальный микроклимат для книг и микропленок. На третьем этаже разместили кабинеты для специалистов. На четвертом - оперативно-полиграфическую базу, служившую посетителям библиотеки для копирования материалов. В те годы стали появляться ЭВМ ЕС-1020, занимавшие целый этаж. Такая машина работала в ЦНТИ. Через два года ее сменила более мощная ЕС-1042. В преобразовании фонда ЦНТИ в электронный вид участвовал академик Гурий Иванович Марчук. ЭВМ оправдала себя на практике. После трагедии в Улу-Теляке в ЦНТИ ежечасно поступали все сведения о погибших. Специальная программа, написанная в течение трех дней, обрабатывала данные. С волнением вспоминает Николай Николаевич приходивших к ним убитых горем людей. Пострадавших находили по «голубой ленточке» или башмачку. В конце 70-х размеры ЭВМ сильно уменьшились. Старые машины с большим количеством позолоченных контактов разбирали бригады под охраной. Штат ЦНТИ насчитывал 164 человека. Первая в республике «бегущая строка» была установлена над входом в здание ЦНТИ. С редакциями газет и ТАСС договорились о получении новостей. Газеты выходили в семь утра, а ЦНТИ запускало их «бегущей строкой» для приходивших сюда горожан накануне в восемь вечера.
Бегущие от дождя
Огонь, вода и звезды - три вещи, на которые можно смотреть бесконечно. Созерцание таинственной глубины ровной глади или прозрачных струй, переливающихся и торопящихся в неизвестном направлении, приятно для души и благотворно для здоровья. Особенно в летний зной горожане всеми силами стремятся к воде - будь то загородный водоем или фонтан в ближайшем парке. Для городского жителя он - настоящее спасение в жару. А для ребятни некоторые городские фонтаны становятся настоящими купальнями и вполне заменяют речной бережок. Слово «фонтан» происходит от латинского «фонтис» - «источник». По смыслу это означает струю воды, бьющую вверх или под напором вытекающую из трубы. Впрочем, любой фонтан - знаковое место для свиданий, деловых встреч, а в работающем состоянии - и для уединенных медитаций (мелодичный шум позволяет не отвлекаться на окружающую суету). Некоторые уфимские фонтаны примечательны своими скульптурными композициями, типичными для ряда городов. Кто не восторгался «журавликами» у ГДК или «мальчиком с кураем» у кинотеатра «Искра»? Ряд подобных милых сердцу шедевров поглотило время. Теперь лишь на старых фото, сделанных в парке Матросова (ныне Ленина), можно увидеть фонтан со скульптурой мальчика и девочки под зонтиком. Создан он был еще до революции и красовался там до конца семидесятых. «В середине просторной чаши - каменный грот зеленого цвета с тремя просветами, смонтированный из мелких фрагментов. На нем - мальчик и девочка под зонтиком, из вершины которого льется вода», - так описывает популярную композицию, стоявшую немного в стороне от центральной аллеи парка, городской старожил Борис Леонидович Попов. При реорганизации парка в сквер в его облике произошли значительные изменения. Грот разрушили, скульптуру снесли. Любителю «бегущих от дождя», проходившему во время «зачистки» парка мимо, довелось лицезреть только обломки легендарного зонтика. Не стало и другого не менее занимательного фонтана конца тридцатых годов, располагавшегося неподалеку: задумчивого крокодила в окружении четырех лягушек, изо рта каждой из которых лилась вода.
Уфимские мельницы
Трудно переоценить значение городских мельниц до 1978 года, когда начал работать Уфимский комбинат хлебопродуктов. Самую большую в городе мельницу, владельцем которой был купец Василий Афанасьевич Петунин, снесли в начале 80-х годов. Кирпичное (в четыре этажа) здание, называемое в народе «крупорушка», стояло между новым Оренбургским мостом и устьем Сутолоки (ул. Набережная, 54). А вот здание бывшей мельницы на улице Октябрьской революции, 70/1, принадлежавшей до революции купцу Ивану Кононовичу Сельдимирову, сохранилось и охраняется государством. Ныне в строении с прочными почти крепостными стенами располагаются офисы фирм и магазины. Первый, с обширными подвалами, этаж уходит глубоко в землю. От сводчатых потолков и стен, выложенных красным кирпичом, а в некоторых местах - природным известняком - веет стариной. В незаштукатуренном фрагменте - мозаика. Когда-то окна закрывались ставнями - кое-где видны следы от уключин. Верхний этаж - надстройка, разумеется, современная. - В шестидесятые годы неподалеку от нас была запруда, - делится воспоминаниями Рафаэль Равильевич, работник располагающейся здесь фирмы «Башстройнyp». - Рыбаки ловили там карасей. В самом здании в те годы размещались склады. По словам жителей соседних домов, сорванцы лазили туда за гранулированным разноцветным полиэтиленом. Использовали его как пульки для духовых ружей. Второй по величине мельницей после петунинской, где ныне размещается завод гибких валов, владели П.И. Костерин и С.А. Черников. Была она в пять этажей. Шестой - более поздний. Украшают ее фасады оконные арки и небольшие спускающиеся с карниза прямоугольные выступы. Мельница на углу улиц Успенской (ныне Коммунистическая) и Малой Ильинской (проспект Салавата), по сведениям краеведов Георгия и Зинаиды Гудковых, была построена Иваном Евдокимовичем Демидовым в конце XVIII века. Потом перешла в руки генерал-майора А.А. Пашкова, затем - Ф.С. Софронова и, наконец, к роду Першиных. После революции здание мельницы было приспособлено под жилой дом. Нынешние жильцы хорошо знают историю своего дома. Одна из не очень общительных хозяек переехала сюда в 1975 году. Ныне у нее две взрослые дочери, а условия проживания (все удобства на улице) за более чем 30 лет не изменились. - Дом наш очень старый - кирпичи рассыпаются, - рассказала женщина о своих напастях. - Дети их легко пальцами отковыривают. А памятник культуры-то уникальный - хочется, чтобы он сохранился для потомков.
Татьяна ШАНГИНА |